Яндекс.Метрика

ШЕДЕВР МИРОВОГО ЗНАЧЕНИЯ ИЗ КАНАБЕКОВКИ

Пермская деревянная скульптура — наверное, самый известный феномен художественной культуры Прикамья XVII–XIX веков. В коллекциях Пермского края хранится более 500 скульптур, найденных в часовнях и храмах, в брошенных домах и сараях. Какие-то памятники уцелели в действующих церквах. В силу исторических обстоятельств первоначальное убранство церквей практически не сохранилось. Поэтому особой ценностью обладают немногочисленные, но «дожившие» до нашего времени скульптур, которые когда-то составляли украшение пермских церквей.

Уникальным по сохранности, смысловой глубине и уровню исполнения является комплекс скульптур (1794–1797) из Свято-Троицкой церкви посёлка Пашия. Несколько скульптурных композиций выполнены — самобытно, но достаточно профессионально — в стилистике провинциального барокко конца XVIII века.

В 1924 году из Свято-Троицкой церкви и Пророко-Ильинской часовни, что находилась в Канабеково, были вывезены деревянные скульптуры, которые находятся сейчас в Пермской государственной художественной галерее:

  • скульптура Христос в темнице (Христос в узах),
  • Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом,
  • фигура Господа Саваофа,
  • фигуры двух евангелистов,
  • фигуры трёх ангелов,
  • два распятия.

Центральным произведением ансамбля пашийской Свято-Троицкой церкви было Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом преисполненное духовного величия и высокого трагизма.
Фигура Христа помещена на массивном четырёхконечном кресте с широкими перекладинами. Формы тела правильные, но торс несколько удлинён, а конечности укорочены. Узкий лик с глубоко запавшими глазами и приоткрытым ртом вырезан сухо и тщательно. Распятие и фигуры предстоящих выполнены, очевидно, разными мастерами, так как фигуры предстоящих выполнены в другой манере – они массивные, цельные. Лики однотипны: пухлые щёки, выступающий вперёд подбородок и круглые глаза, прикрытые веками. В описываемых трёх скульптурах особенно характерны их лица с узким лбом, сильно выдающимися скулами.
Распятие с фигурами предстоящих укреплено на трёхступенчатом постаменте, символизирующем Голгофу.

Распятие с предстоящими Богоматерью и Ионном Богословом

ХРИСТОС В ТЕМНИЦЕ

Поистине уникальным памятником пермской деревянной скульптуры является композиция Христос в темнице (или Христос в узах). Темница с Христом первые годы находилась в экспозиции зала деревянной скульптуры. Была она вся чёрной, Христос был укутан некогда золотой, а впоследствии очень грязной хламидой, лица не разобрать. В конце 1960-х годов скульптура была отреставрирована и заняла своё место в ряду таких же страдающих Спасителей. А темница разобрана и спрятана в запасники. Когда было «раскрыто» от грязи лицо Спасителя, специалисты изумились его своеобразию. Лик Христа напоминал лицо простого жителя Прикамья, представителя уральского народа манси или коми, с характерной скуластостью и линией глаз.
У других скульптур (в галерее хранится 20 памятников с подобным сюжетом) темницы значительно скромнее: просто сколочены из покрашенных синькой досок или, в лучшем случае, слегка украшены по краям узорной золоченой резьбой. А у этой темницы резные колоны щедро увиты ветками и плодами; ажурные цокольные стенки; горельефы в центре карниза; небольшие статуи ангелов с атрибутами «истязании Христа» на колоннах… Спаситель сидит внутри этого барочного сооружения.

Памятник из Пашии является уникальным именно потому, что сохранилась темница, в которой находилась фигура Христа, реставрация темницы продолжалась более 40 лет. Высокая прямоугольная темница с навершием украшена сквозной орнаментальной резьбой, фигурами ангелов и «венцами херувимов» на треугольных фронтонах.

Христос в темнице

Христос в темнице (или Христос в узах) из Пашии – один из самых высоких и трагических образов пермской храмовой деревянной скульптуры. Одновременно это и самый светлый, самый вдохновляющий образ спасения, освобождения человечества от ветхозаветных грехов.
Композицию Христос в темнице называют шедевром поистине мирового значения. И пусть мы не знаем имя мастера, но мы можем гордиться тем, что этот шедевр был создан в нашем посёлке Пашия, нашими безвестными мастерами и украшал нашу Свято-Троицкую церковь – памятник архитектуры 18 века.

Валентина ЧУВЫЗГАЛОВА, заведующая Пашийской библиотекой

Фото галереи взято из группы Facebook, https://www.facebook.com/permartmuseum

от steff42

Click to listen highlighted text!