Яндекс.Метрика

230 ЛЕТ НАЗАД, (7)19 ЯНВАРЯ 1791 ГОДА, БЫЛ ОСВЯЩЕН ПЕРВЫЙ ПРЕСТОЛ СВЯТО-ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ В АРХАНГЕЛО-ПАШИЙСКОМ ЗАВОДЕ

В «Историческом календаре поселка Пашия», который ежегодно составляет Пашийская библиотека, на 2021 год выпадает много памятных дат, отражающих историю поселка. Сегодня — об одной из них.


Сразу же с началом строительства нового завода, когда при нем появился поселок постоянно живущих здесь мастеровых – крепостных князя М.М. Голицына, присланных на постройку завода из разных имений, последний даст указания своему доверенному «…строить церковь, выбрав место пристойное…». И место было выбрано действительно пристойное. Церковь была заложена на господствующей над растущим поселком высоте, на его еще не застроенной окраине.


В 1791 году 7(19) января был освящен первый престол во имя Богоявления (Крещения) Господня и проведена первая служба в Свято-Троицкой церкви. Службы в храме велись почти 140 лет. Его история оборвалась в годы так называемой «культурной революции» в 1929 году, когда храм по решению Чусовского областного Совета и общего собрания жителей поселка был закрыт, и началось постепенное его разрушение.

В Ведомости Свято-Троицкой церкви (фрагмент рукописи хранится в библиотеке) записано «…зданием каменная, двухэтажная, с каменною колокольнею и ограждена каменною оградою с деревянными решетками…, престолов в ней три: два в нижнем этаже храма и один в верхнем. Первый, во имя Богоявления Господня, освящен в 1791 году, второй – во имя Архистратига Михаила – освящен в 1794-м, третий – во имя Святые Троицы — освящен в 1827 году…».


Описание церкви сохранилось и в рукописи краеведа В.В. Киреева «Трудная дорога к храму» (1991 год; краеведческий фонд библиотеки) и в воспоминаниях В.М. Севницкой. В первой трети здания по фасаду был вход с портиком, над крышей поднималась четырехгранная колокольня, в нижней части которой располагался механизм курантов. Перед полукруглой алтарной частью возвышался цилиндрический барабан с восьмью арочными проемами. Первый этаж состоял из трех помещений, разделенных широкой аркой, с кирпичными куполообразными сводами, стянутыми связями из кованого железа; высота самой верхней точки сводов — 6 м. Второй этаж церкви представлял собой высокий светлый зал, увенчанный куполом (высота -7,3 м).


Кирпич для строительства церкви изготовляли из глины, которую добывали и обжигали на берегу Вижая (в начале современной улицы Луначарского), здесь стояли так называемые «кирпичные сараи». Бутовый плитняковый камень для фундаментов брали на правом берегу Вижая из карьеров, что находились близ камня Малые Воронки. Известь для кладочных работ обжигали в каменоломне на левом берегу реки Пашия за плотиной.


Стены снаружи и внутри были покрашены особым составом в белый цвет. Крыша храма была зеленой, купол и колокольня с крестом были золотого цвета и очень красиво блестели на солнце. Колокольня, встроенная в верхнюю часть здания, имела 16 колоколов различного звучания. Звон колоколов пашийской церкви слышали даже в Кусье-Александровском заводе.


Все стены церкви и потолки были расписаны сюжетами на библейские темы. Много икон. Вообще убранство церкви было богатым.


Окна нижнего этажа имели ажурную художественную металлическую решетку. При главном входе в церковь дверь была обита металлической обшивкой. Пол при входе и на первом этаже покрыт чугунными квадратными плитами с красивым рисунком в виде цветка. На первом и втором этажах имелись балконы для хоров. Здание вначале было обнесено решетчатой деревянной изгородью, но потом ее заменили красивой ажурной металлической. Во время пасхальных праздников на шпилях металлической изгороди ставились горящие свечи.


Вокруг церкви было много деревьев. В ограде церкви хоронили священнослужителей по особому разрешению некоторых прихожан. Стояли мраморные памятники.


Уже с первого дня службы церковь стала играть едва ли не главную роль в жизни заводских мастеровых. Здесь они венчались, крестили детей, здесь исполняли последний долг перед теми, кого понесут на кладбище.


К сожалению, точно неизвестно имя архитектора, по чьим чертежам строилась церковь, но В.В. Киреев предполагал, что автором проекта был известный архитектор Андрей Никифорович Воронихин.

Судя по Ведомости Свято-Троицкой церкви, к началу 1791 года здание церкви было возведено полностью, и художники вели роспись первого этажа. Художественные работы в нижнем храме, видимо, были закончены только в 1794 году, когда и было произведено освящение второго престола во имя Архистратига Михаила – святого покровителя князя Михаила Михайловича Голицына.


По окончании работ в нижнем храме начались отделочные работы и художественная роспись остальной части храма. Так как верхний этаж не отапливался, работы проводились только в теплое время года и закончены были только в мае 1827 года.

Столь значительный и представительный храм не мог не иметь роскошного интерьера. Из первоначального убранства Троицкой церкви почти ничего не осталось. Сохранились лишь те скульптуры, которые были вывезены в 1923 году экспедицией Н.Н. Серебренникова, ныне они находятся в коллекции Пермской государственной художественной галереи.

Уже в первой половине 19 века Свято-Троицкая церковь объединяла пять часовен, где ежегодно проходили крестные ходы и проходили службы.


В первое воскресенье, после дня Троицы, проводился крестный ход к кладбищенской часовне, (восьмиугольное кирпичное здание часовни было взорвано в 1950-х годах).


29 июня (12 июля), в день Святых апостолов Петра и Павла, проходило шествие к часовне, что стояла в районе Пихтовки, на развилке дорог на Верхний (Михайловский) завод и в верховья реки Вижай.


20 июля (2 августа), в день Святого пророка Ильи, проводился крестный ход к часовне, которая стояла в районе Канабеково на развилке дорог в завод Кусье-Александровский и деревню Всесвятскую, село Камасино на реке Чусовой, где была заводская пристань, куда в зимнее время вывозились с завода чугун и железо и производилась погрузка на баржи.


15 (28) августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, крестный ход шел в новый или Верхний завод, переименованный в 1857 году в Михайловский, к Успенской часовне, с водосвятием фабричных механизмов.


Проводились крестные ходы для водосвятия в день Богоявления (Крещения Господня) 6 (19) января на заводской пруд и 6 (19) июня на реку Вижай для служения молебна Святой мученице Параскеве, деревянная скульптура которой стояла в церкви, а в 1920-х годах была перевезена в Пермскую художественную галерею.


В престольные праздники служители церкви выезжали в поселок Зыковского рудника, где тоже была часовня, для служения молебнов и водосвятия рудничных строений. В дни тезоименитства владельцев завода князей Голицыных — 13(26) июня преподобной Анны и 8 (21) ноября Архистратига Михаила — в церкви проводились торжественные молебны.


В октябре 1929 года церковь закрыли. Зимой 1930 года с колокольни церкви были сняты колокола, а с куполов спилены кресты. В 1931 году металл колоколов и крестов был использован при отливке медных фурм для доменных печей только что введенного в действие Магнитогорского металлургического комбината.


Нижний, отапливаемый этаж церкви до войны использовался под школьные мастерские – столярную и слесарную. Весной 1931 года по заданию Пашийского поссовета заводскими конструкторами был подготовлен первый проект переустройства здания церкви под школу ФЗУ (фабрично-заводского ученичества). Однако проект осуществлен не был. В 1933-1934 годах верхний этаж здания церкви пытались использовать под кинотеатр. С северной стороны здания, со второго этажа, где предполагался зрительный зал, был сделан запасной выход с широкой деревянной лестницей. Но в ночь на 23 ноября 1934 года в верхней части колокольни вспыхнул пожар, который распространился на весь второй этаж. Сгорели все деревянные конструкции алтаря, деревянные заготовки для кинозала, росписи стен и потолков, сгорели двери и рамы окон. Пожар удалось затушить, но верхний этаж здания церкви был выведен из строя.


В 1936 году был снова составлен проект переустройства здания церкви, теперь уже по среднюю общеобразовательную школу. Были начаты даже работы. Сняли обгоревшие колокольню и купол, отремонтировали потолки, заменили железную кровлю. В западной части здания, вместо широкого лестничного пролета и подсобных помещений церкви, сделан был средний этаж, и в стенах этой части здания были прорублены дополнительные, симметричные основным, окна. Однако работы проводились неспешно, а с началом Великой Отечественной войны и совсем прекратились.


Но в первый же военный год, с наплывом в поселок эвакуированных из оккупированных областей и размещения в поселке эвакогоспиталя, когда население поселка увеличилось почти вдвое и старая пекарня уже не могла обеспечивать хлебом всех жителей, низ здания церкви был превращен в хлебопекарню, средний этаж – в склад муки. В 1947 году был подготовлен проект использования всего здания под механизированный хлебозавод, но проект осуществлен не был. Хлебопекарня просуществовала до 1967 года, пока в Горнозаводске не начал действовать хлебозавод.


В 1948 году в посёлке начала базироваться Владимирская алмазная экспедиция треста Уралалмаз. Руководство треста просило поселковый совет передать здание церкви под контору экспедиции, как это было сделано в Кусье. Но руководители поселка по каким-то причинам не согласились. Если бы это произошло, может быть, здание церкви смогли бы сохранить, как это опять же получилось в Кусье.


В июле 1967 года начинаются работы по новому проекту переустройства здания церкви – теперь под физкультурный клуб. Из здания было вывезено хлебопекарное оборудование, разобраны печи. Но все работы были скоро заброшены, и здание церкви начало окончательно разрушаться.


Еще одна попытка использования здания церкви была предпринята в 1971 году – был подготовлен полный технический проект реконструкции здания под спортивный комплекс. Но проект остался только на бумаге. В конце концов, здание оставили в покое и полностью забросили. Даже был составлен документ, что оно из-за ветхости к использованию не подлежит.


И сейчас почти полностью разрушенная, Свято-Троицкая церковь (когда-то первая каменная церковь во всей округе) по-прежнему возвышается над посёлком, видная далеко окрест, для нее и место выбирали когда-то специально такое.

Валентина ЧУВЫЗГАЛОВА

заведующая Пашийской библиотекой

Фото из архива библиотеки. На обложке — Свято-Троицкая церковь в начале

Церковь в наши дни

от steff42

Click to listen highlighted text!