Яндекс.Метрика

Трудовую деятельность я начал в тринадцать лет – после окончания пятого класса. В октябре 1941 года меня приняли учеником слесаря на маленькую фабрику «Техжирпрома», где делали продукцию для нужд фронта. А с марта 1943 года по сентябрь 1944-го я работал на заводе слесарем. Этот завод авиационных приборов был эвакуирован в город Молотов из Ленинграда и занимал территорию авиационного техникума.

Хочется особо рассказать о ленинградцах, с которыми я встретился на заводе.

В цех, на участок меня привел мастер Николай Викторович Фомин, 1912 года рождения. Ходил он всегда в фуражке, сдвинутой на левую сторону. Ходил бочком. На будущем моем рабочем месте он мне вручил спиртовку и детали, которые нужно было спаять. Показал, как это нужно делать, и благословил на доблестный труд. За работой моей и других ребят смотрели распредмастера – тоже из Ленинграда – Р. Почепко и В. Иванова, которая была секретарем комсомольской организации цеха. Эти очень симпатичные девушки относились к нам, как к младшим братьям.

Многие часы длилась наша рабочая смена. Помню, что иногда мы по несколько дней не выходили из цеха. Ходить по заводу, по другим цехам категорически запрещалось. Питались в столовой, преимущественно кашами. Спали за термическими печами, на чем придется.

Начальником нашего цеха был высокоэрудированный, интеллигентный человек, двухметрового роста (как мне тогда казалось), Эдуард Михайлович Эдельсон. К нам, подросткам, он относился, как к своим детям. Постоянно следил, чтобы у нас было достаточное количество талонов на питание, при каждой возможности давал нам бирки – ордера – для приобретения обуви, правда, на деревянном ходу. По биркам выдавали и отрезы материи на костюмы.

В 1943 году, когда наши войска прорвали блокаду Ленинграда, Эдельсон пригласил рабочих к себе в кабинет, поставил на стол бутылку коньяка. Было всеобщее ликование и большой трудовой энтузиазм. Я тогда выполнил норму на 1200 процентов. Удостоился «Молнии» и плаката во всю ширину стены.

Директором завода в то время был Васильев, главным инженером – Иоффе, председателем завкома – Рузин, комсоргом ЦК на заводе была Валентина Чернышова.

В октябре 1944 года я в составе специальной бригады был командирован в город Мелитополь, освобожденный от фашистов. Ехали в товарных вагонах. Везли различное оборудование для восстановления города. Проезжая еще недавно оккупированные фашистами территории, воочию убедились, какое это бедствие – война. Города и села лежали в руинах. На всем пути не видели ни одной уцелевшей железнодорожной станции или полустанка. Кругом были сожженные вагоны – целыми составами, военная техника, превращенная в груды металла.

Под Харьковом наш эшелон бомбили прорвавшиеся немецкие самолеты. Но их быстро отогнали наши истребители и эшелон не пострадал. Крупные города Харьков, Днепропетровск, Запорожье были разрушены, стояли остовы сгоревших зданий. Мелитополь, когда-то зеленый город, не был исключением.

Я работал на восстановлении этого города, в частности ремесленного училища № 3, которое впоследствии окончил. Учили в ремесленном токарному и кузнечному делу. Практику проходили в цехах без окон и дверей. Проемы-то оконные и дверные были, но закрыть их было нечем. Зима 1944/45 года была ветреная и морозная. На токарных станках работали без рукавиц, и ребята обмораживали руки о холодный металл. Я тоже обморозил обе руки. А летом в жару приобрел малярию. Но с победой всё зарубцевалось, залечилось. Залечила свои раны и страна.

Гораций Мишарин

Материал опубликован в целях реализации социального проекта «Детство, опаленное войной» при финансовой поддержке Администрации губернатора Пермского края

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Click to listen highlighted text!