Яндекс.Метрика

ПО СТРАНИЦАМ ТРУДОВ ВИКТОРА ВАСИЛЬЕВИЧА КИРЕЕВА

2021 год юбилейный для поселка Пашия и Пашийского металлургическо-цементного завода. 235 лет назад, 23 ноября 1786 года, была введена в действие первая доменная «фабрика» нового чугуноплавильного завода на реке Пашия.

Эту дату ещё раз подтверждает экспонат, который подарили в конце прошлого года Горнозаводскому музею. Это чугунная плита с текстом: верхний ряд — буквы: К М М Г (можно догадаться, что буквы эти читаются как Князь Михаил Михайлович Голицын); дальше текст: Архангело-Пашийский завод ноября 23 дня 1786 года.

Завод, по воле их владельцев Голицыных, был именован Архангело-Пашийским. Но заселение современных окрестностей Пашии началось на 20 лет раньше. В 1765 году в окрестностях современной Пашии стали разрабатываться первые железные рудники по Вижаю и его притокам, разведанным крепостными рудоискателями барона А.Г.Строганова еще в 1748-1750-х годах, добытая руда с этих рудников переправлялась гужем, а в основном сплавом в большую весеннюю воду на Нытвенский завод Голицыных.

Историю нашего посёлка мы знаем благодаря нашему краеведу Виктору Васильевичу Кирееву (1912-1996), который практически всю свою жизнь посвятил изучению истории родного края и, конечно, в первую очередь истории Пашии.


Пашийская библиотека составила и выпустила несколько брошюр на основе краеведческих материалов В.В.Киреева: «По Вижаю», «Легенды и были старого завода», «История Пашийского завода», «Край наш Горнозаводский», «Имена из глубины веков. К истории некоторых географических названий окрестностей Пашии», «Пашия: Страницы истории», «Памятники поселка Пашия», «Даты и события в истории Пашийского завода и поселка Пашия», «Жили и трудились ради Победы. Пашия в годы войны».


А сегодня, в юбилейный год для старейшего поселка нашего района, библиотека предлагает вниманию читателей, которые интересуются историей своего края некоторые статьи В.В.Киреева, которые когда-то публиковались на страницах нашей районной газеты.

ИСТОКИ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ

Статья была опубликована в газете «Ленинец» 16 июля 1981 года.

«Пашия не столь уж древний поселок, но за время существования, как во внешнем облике, так и во внутренней жизни он пережил значительные изменения, отразившие веяния времени и роста культуры.


Пашийскому заводу в 1986 году исполняется 200 лет. Но поселок, начало его, старше.


В 1765 году на северной окраине современного поселка начал разрабатываться Таранчихинский железный рудник. Добытая руда зимой гужом, а весной сплавом по рекам Вижаю, Вильве, Чусовой и Каме отправлялась на Нытвенский завод на переплавку. Близ рудника постоянно жили крепостные рудокопы и другие рабочие. Их поселение на берегу Вижая, устроенное немного выше устья речки Таранчихи, и было началом Пашии.

С ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА

В отличие от других районов России на Урале сложился особый, своеобразный тип поселения – завод. До момента районирования в конце двадцатых годов нашего столетия даже в официальных документах, например, наш поселок, так и назывался — Архангело-Пашийский завод, а после 1917 года стали писать уже просто Завод Пашия.


В конце XIX века Д.Н. Мамин-Сибиряк в романе «Три конца» под именем Ключевского так описал типичный уральский завод: «…В самом Ключевском заводе невольно бросалось в глаза, прежде всего, расчлененность «жила», раскидавшего свои домишки по берегам речек и заводского пруда. Первоначальное «жило» расположилось на крутом берегу реки. Утесистый берег точно был усыпан бревенчатыми избами с маленькими окошечками и глухими, скрытыми ото всех сторон дворами… В 1830-х годах одному из Усюжаниновых (заводовладельцев В.К.) удалось выгодно приобрести две больших партии помещичьих крестьян… Малороссы и великороссы были «пригнаны» на Урал и попали в Ключевской завод, где и заняли свободные места по рекам… Таким образом образовалось два новых «конца…».


Описание Ключевского завода почти полностью подходит и к нашему поселку. Здесь близ устья на реке Пашии была поставлена плотина, а ниже ее разместились заводские постройки и «фабрики». Завод и пруд стали центром нового поселения. По берегам пруда и реки Вижай разбросалось «жило» мастеровых.
В центре близ завода находились дом управителя, волостное управление, контора завода, конюшни и пожарная, служившая одновременно и «правежной избой», в которой пороли розгами непокорных мастеровых. Эта часть поселка, ограниченная прудом и речкой Таранчихой, так и зовется «Завод». За прудом по склонам горы Пихтовой раскинулась «Пихтовка», а по левому берегу Вижая, зажатые рекой и камнями, стоят домики «Канабековой».
Немногими величественными архитектурными памятниками прошлого являются сохранившиеся еще с XIX века старинные жилые дома. Старинный дом или изба и усадьба мастерового это тоже характерный тип уральской архитектуры, дома с защитой построек от воздействий дождей и зимних снежных заносов, с оригинальным внешним обликом.
В конце XIX, начале XX столетия в Пашию проникают новые веяния устройства жилья. Теперь строятся одноклетевые, иногда пятистенные дома больших, чем прежде размеров. Под одной тесовой или железной крышей, обычно шатровой – и изба, и коридор. Рядом небольшой двор, хлев, амбар и баня тоже вместе под одной двускатной крышей. При достатке и возможности фасадные стороны дома обшиваются тесом. Крыльцо, наличники окон, карнизы обрамляются деревянными резными украшениями. Памятниками архитектуры конца XIX, начала XX века республиканского значения являются здания «гастронома» и клуба имени В.И. Ленина. Здание гастронома принадлежало ранее Пашийскому обществу потребителей, основанному по инициативе рабочих и служащих Пашийского завода в 1887 году. Проектирование его осуществлялось на рубеже XIX и XX веков (оно введено в эксплуатацию в 1904 году).
Как памятник деревянной архитектуры второй половины XIX века представляет интерес одноэтажное здание, где ныне помещаются ясли имени Клары Цеткин (ул. 1 Мая, 43), выстроенное как жилое для высших чинов «Камского акционерного общества». Здание богато украшено резными карнизами, зауголками, обрамлением окон и дверей. Оно имеет два мезонина и веранду. В архитектуре дома использованы характерные черты русского классицизма, принятого в зодчестве середины XIX века.
Немым укором стоит в Пашии еще один архитектурный памятник — полуразрушенное здание церкви. Она была выстроена в 1791 году по проекту, заказанному владельцам завода М.М. Голицыным, петербургским архитектором. Это было двухэтажное здание в стиле русского классицизма, довольно простое по своей планировке.
В 1929 году церковь была закрыта. Началось вольное и невольное ее разрушение. Хулиганствующая молодежь забиралась в здание и ломала деревянные резные украшения, выцарапывала на художественной росписи непристойности. Были здесь устроены сначала школьные столярные мастерские, потом пекарня и склад, а затем здание было заброшено совсем. Но, по нашему глубокому убеждению, при желании здание церкви можно использовать. При некотором реконструктивном переустройстве здесь могут быть или кинотеатр или иное культурное учреждение.

СТОРОЖИЛЫ ПАШИИ

Статья была опубликована в газете «Ленинец» 8 июня 1974 года.

У СПИСКА ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Список избирателей поселка Пашия. Форма его стандарта и стала уже традиционной, привычной. Список дает конкретные ответы на вопросы: фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес. Но за этим немногословием открывается история и современная жизнь поселка, его юношеский задор и опыт, осведомленность мудреца, его настоящее и будущее.
Список избирателей 1970 года. В нем зарегистрировано 3830 человек старше 18 лет. Это составляет около 64% всего населения поселка. 56% избирателей – женщины. По Всесоюзной переписи 15 января 1970 года в поселке было 2794 мужчины и 3242 женщины. В этот год в поселке проживало 8 человек старше 90 лет; 55 человек – от 80 до 90 лет; 211 человек перешагнули седьмой десяток.
Интересным представляется национальный состав жителей поселка, о котором можно сделать заключение по этому списку. В нем зарегистрировано 1040 различных фамилий. Судя по ним в Пашии было 3300 русских; 160 татар, башкир, казахов и других представителей тюркской языковой группы; 240 украинцев, белорусов, поляков; 80 немцев, литовцев, латышей и эстонцев. Живут в Пашии также грузины, удмурты, чуваши, молдаване и граждане других национальностей. Многонационален старый уральский поселок!
Фамилии, фамилии, фамилии! 1040 фамилий на 6036 человек населения, т.е. по 5-6 человек однофамильцев или родственников! Однако большая часть фамилий встречается единично. Повторяющихся в списке более пяти раз фамилий зарегистрировано только 172. В Пашии проживает: 117 Тетериных, 89 Костарёвых, 75 Субботиных, 62 Рожковых, 61 Ермаковых, по 60 – Жуковых, Осколковых, по 59 Стерляговых и Шардиных, по 57 Кошковых и Рудаковых.
Наиболее часто повторяющиеся фамилии – это фамилии старожилов. Они встречаются уже в документах XVIII и середины XIX века, т.е. с основания поселка Пашия, или, как его в те времена называли, Архангело-Пашийский завод.
В списке избирателей выявляется еще одна примечательная черта. В каждом районе поселка преобладает какая-то определенная группа фамилий старожилов. Так, в районе Пихтовки, преобладают фамилии Кошковых, Болотовых, Баландиных, Кондаковых; в районе Канабеково – Юшковых, Третьяковых, Рожковых; в Егошихе – Мальцевых, Поповых, Тепляковых, Чаплыгиных; на Верхней Таранчихе – Батуевых, Нечаевых, Ермаковых, Тетериных, Лабутиных; на улице Запрудной (за Пашией) – Стерляговых, а в центральной части поселка, близ завода и бывшей церкви – Шардиных, Субботиных, Жуковых, Рудаковых, Спицыных и т.д.
Надо полагать, что эти группы переселенцев являлись в свое время выходцами из одной какой-то деревни или волости.
Откуда, как и когда шло заселение поселка? Интерес представляет не только для самих носителей этих фамилий, особенно молодежи, или жителей поселка в целом, но и, как часть истории района, всех интересующихся Горнозаводским краем.

ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ

Пашия довольно старинный поселок. И начинается он с рудника Таранчихинского, что расположен на северной окраине поселка, на правом берегу речки Таранчихи. Теперь это провалы, ямы, отвалы породы, поросшие лесом. Рудник начал разрабатываться в 1765 году, а добытая здесь руда сплавлялась в барках по Вижаю, Чусовой и Каме до пристани Нытвенского завода, где и переплавлялась в смеси с местными рудами.
Так продолжалось двадцать лет. Крестьяне-рудокопы, возчики и строители барж для перевозки железных руд на Нытвенский завод, отрабатывавшие здесь барщину, и были первыми переселенцами сих мест. Наиболее удобным местом для починка был берег Вижая близ устья Таранчихи, «плотбища» и «рудных анбаров» — мест, где строились барки, и грузилась в них руда. Еще и ныне этот район поселка старожилы называют Егошихой. Егошиха (Ягошиха) слово коми-пермяцкое и обозначает «Медвежий бор», «Медвежий лес». Можно предположить, что здесь еще до начала разработки рудника стояла коми-пермяцкая деревушка.
Формальное рождение поселка и его названия произошло в 1782 году, когда владелица большей части земель современного Горнозаводского района княгиня Голицына (урожденная Строганова), на основании разрешительного манифеста Екатерины II, утверждавшего «право собственности каждого в имении его… разуметь не на одной поверхности земли…, но и в самих недрах той земли…», начала строить новый железодетальный и чугуноплавильный завод в устье речки Пашии. Завод, а вместе с ним и поселок, был назван в честь мужа А.А. Голицыной – князя Михаила Михайловича Голицына – Архангело-Пашийским. В названии было отражено и место расположения завода, и имя его владельца (по библейскому «покровителю» князя — архангелу Михаилу).
Пашия не была местом, куда бы стремились по желанию. Так, в тот же 1782 год в поселок Таранчихинского рудника (Егошиху) из уральских вотчин Голицыных на строительство завода было переведено 369 крепостных крестьян, причем только один (!) из них пошел «по добровольному желанию». Завод был введен в действие 23 ноября 1786 года. К 1790 году сюда в Пашию фактически было переведено уже 407 «действительных работников», из которых, однако, к самому началу 1791 года осталось на заводе всего 155 работников, т.е. всего 33% из числа 474 «ревизских душ». Остальные, по объяснению приказчика, бежали, умерли, сданы в рекруты, выбыли за старостью и инвалидностью.
Откуда же были «переведены», а лучше сказать высланы в Пашию эти первопоселенцы?
К 1782 году в уральских вотчинах Голицыных было 9941 крепостная «душа мужеска пола», а с семьями это составляло 23-25 тысяч человек. Владения «сиятельных» заводчиков располагались в Соликамском, Пермском, Оханском, Осинском, Чердынском уездах Пермской губернии. По воле приказчиков из всех этих уездов крепостные могли быть переведены на любые работы в любом заводе. Основными поставщиками рабочей силы на Пашийский завод были деревни и села Верхне-Муллинского, Пермского и Оханского уездов. Отсюда на постоянное жительство были переведены плотники, кирпичники, кузнецы и прочие «работные люди» для строительных работ, а затем, после пуска завода, и для исполнения различных заводских надобностей.
Уставную грамоту, по манифесту 19 февраля 1861 года при освобождении от крепостной зависимости, объявленную мастеровым на общем сходе 14 марта 1862 года, подписали бывшие крепостные: Константинов, Жуков, Швецов, два брата Сибиряковых, Лабутин – потомки выходцев из деревень села Крыловского Осинского уезда; Брюханов, двое Пономаревых, Зуев, Заякин, Старостин, Теплоухов – потомки крепостных из деревень села Верхне-Муллинского Пермского уезда; Аликин, двое Горбуновых, Ширинкин — потомки доменных и кирпичных мастеров из Нытвенского завода, также принадлежащего Голицыным и двое Шардиных – потомки выходцев из Чусовских сел.
По свидетельству старожилов, помнящих рассказы своих дедов, в начале XIX века в Пашию были переведены из Нытвы доменщики Пастуховы, а с устройством в 1840 году пудлингового производства железа и прокатки его (на Верхнем или Михайловском заводе) из Нытвы же были вывезены мастера Казаковы, Ясыревы. А прокатчики Рожковы и Ермаковы были куплены у Демидовых и купцов Лугининых в Ревдинском и Златоустовском заводах. Мастеровые Стерляговы, Некрасовы, Рудаковы в начале XIX века были вывезены из деревень и села Сергинского. Еще недавно в бывшем Пермь-Сергинском районе существовала, можно сказать, фамильная деревушка Стерлягова. Фамилия Батуевых весьма широко распространена и ныне в Косинском районе, являвшемся ранее частью обширного Соликамского уезда. Отсюда же вывезены мастеровые Чазовы, Булиневы.
Добыча руд, рубка дров, выжиг угля для домен, перевозка угля и руды на завод, перевозка чугуна к месту сплава (на Усть-Усьвинскую пристань на Чусовой, где производилась догрузка барок, сплавлявшихся по Вижаю) или на передел в Нытву, производилась «подзаводскими крестьянами-окладниками». Любопытный документ, характеризующий этих крестьян-окладников, хранится в Государственном историческом музее в Москве. Это «Реестр… Верхне-Муллинского села из «земской», крестьянам, которые высланы на Архангело-Пашийский завод к возке железных руд до Нытвенского завода штыкового чугуну, а на кого сколько положено окладу, о том значится ниже. Сего декабря 1789 года». В «реестре» указаны повторяющихся по несколько раз (братья, однофамильцы) фамилии: Завьялов, Ощепков, Шилов, Третьяков, Тюленев, Фшивцев, Костарев, Кокарев, Грибанов, Любимов. И это почти все распространенные в Пашии фамилии.
Крестьяне-окладники сел Верхне-Муллинского, Сергинского, Крыловского отбывали посылочные повинности (барщину) на Пашийском заводе, расположенном от их места жительства за 160-300 верст – весной 70-77 дней, осенью 52-57 дней и зимой 67-73 дня, не считая времени переезда от деревни до завода и обратно. При таком положении крестьянину некогда было заниматься хлебопашеством. Это приводило к абсолютному разорению хлеборобов.
По сведениям вотчинной статистики, в уральских имениях Голицыных в 1795 году значилось: людей первого состояния (подрядчики, рудопромышленники, поставщики сырья и припасов и т.п.) – 4032 души (15,8%), среднего состояния – 7654 души (более 30%), последнего состояния («питающихся милостыней, лубом и корою») – 13786 душ (64,1%).
А.С. Попов в работе «Хозяйственное описание Пермской губернии», изданной в 1804 году, характеризуя Архангело-Пашийский завод 1797-1798 годов, писал: «Несмотря на краткое существование сего завода, представляет уже он немалочисленное селение, в котором находятся…четыре господских дома…, 337 обывательских домов; жителей по последней ревизии считается 628, которые считаются за мастеровых, не считая других крестьян, здесь поселившихся…»
Вот эти-то «другие крестьяне» села Верхнемуллинского, «питавшиеся лубом и корою», окончательно разорившиеся и бросившие свою деревню, и являются предками современных пашийцев, носящих указанные в «реестре» фамилии. Интересно, что почти все они занимают район поселка, называемый Канабеково. Это дает основание предполагать, что они являются выходцами из деревни Канабеки, расположенной близ села Верхне-Муллинского. Видимо, отсюда же переселились Тетерины и Субботины.
До 1880-х годов XIX века круг фамилий жителей поселка был невелик. По данным «Метрической книги Архангело-Пашийского завода, церкви Свято-Троицкой, на 1880 год», в Пашии существовало всего около ста различных фамилий мастеровых, пополнение началось уже в конце XIX века.
Период с 1882 года по 1896 год на Урале характеризовался большими неурожаями, а 1891-1892 года были особенно голодными. Ко всему тому в 1882 году разразился общероссийский кризис, который повлек за собой закрытие заводов и увольнение рабочих. На Урале с 1882 года по 1886 год было остановлено более 20 заводов. То же наблюдалось и в других губерниях, в частности, в Вятской. В эти годы были остановлены в Пермском уезде заводы Сергинской группы (Верхне-Сергинский, Нижне-Сергинский, Атигский), а в Вятской губернии – Залазнинский, Буйский и другие. Оставшиеся без работы мастеровые остались и без средств к жизни.
Особенно это отразилось на трехтысячном населении В-Сергинского завода, где хлебопашество было развито слабо. Началось массовое переселение целых семей на еще действующие заводы. В 1878 году Архангело-Пашийский и Нытвенский заводы князя Голицына были переданы в долгосрочную аренду Уральскому Франко-Русскому акционерному обществу (позднее Камское акционерное общество), которое начало проводить большую реконструкцию и расширение заводов, рудников и углежжений. Требовались рабочие. Вот тогда-то сюда, в Пашию, как об этом свидетельствуют старожилы, помнящие еще то тяжелое время, переселились верхне- и нижне-сергинские и атигские мастеровые: Борисовы, Блинковы, Кузнецовы, Малютины, Мокеевы, Осколковы, Зотовы, Угрины. В те же годы из Залазны (Вятская губерния) выехали Ченцовы, Шумовы, Головановы, Киреевы, Курушины, Спирины, Рахмановы, Медведевы, Каретниковы. Численность населения возросла почти до 3800 человек (1904 г.). Стал меняться и количественный состав фамилий. Но новых жителей, переселившихся сюда в нашем веке, уже нельзя отнести к категории старожилов. Это уже новый период развития поселка.

В. ЧУВЫЗГАЛОВА, заведующая Пашийской библиотекой

от steff42

Click to listen highlighted text!