Яндекс.Метрика

К юбилею Победы в пермском издательстве «Тысяча дорог» вышла книга под названием «Вечно в наших сердцах». В ней собраны произведения прикамских авторов, посвященные Великой Отечественной войне. Большой раздел в книге подготовлен сотрудниками Горнозаводского краеведческого музея им. Старостина. Это биографии горнозаводчан-фронтовиков.
Сегодня мы знакомим вас с рассказом Марины Колчановой.

Худенький проворный мальчик с огромными синими глазами бежал босиком вприпрыжку к своему дому. Сердечко его билось, как птичка, запутавшаяся в силках. Надо было скорее обрадовать мать замечательной новостью. Перескочив через две ступеньки крыльца, запыхавшись не столько от бега, сколько от волнения Мишка вбежал на кухню и протараторил на едином дыхании: «Мама, мама, Саша вернулся, вся грудь в орденах, ремень офицерский и форма красивая, фуражка …!»

Мать, стоявшая у печи, прижала руки к груди, будто боялась, что сердце выскочит от радости, затем охнула и присела на табурет, чтобы унять дрожь в ногах.

В эту минуту ее старший сын вошел в дом, направился к ней, присел на корточки и положил лицо в ее ладони. Мать гладила Сашу по волосам, мысленно отмечая, что волосы его совсем седые, да и не мудрено – нелегкой дорогой прошел ее сын с первых дней войны до самого Берлина. Тихонько всхлипывая, она поведала Саше, что отец не смог оправиться после тяжелого ранения и умер практически сразу после того, как его комиссовали, и что брат Саши Толик пропал без вести, и до сих пор о нем ничего не известно, и еще о том, что туго им живется, голодно. Саша, подняв на мать глаза, внимательно ее слушал, и гладил ее больные, натруженные руки.

Мишка стоял в сторонке и молча, с придыханием наблюдал за ними. Ему так хотелось прикоснуться к брату, потрогать его ордена и медали, убедиться, что это не сон.

Брат почувствовал его взгляд, обернулся, и, улыбнувшись, произнес: «Ну что Мишка, давай обнимемся!» Мишка, задыхаясь от радости, что на него теперь тоже обратили внимание, залился румянцем и несмело подошел поближе. Брат подхватил его на руки, крепко прижал к себе и утвердительно сказал: «Теперь легче будет! Я вас в обиду не дам!»

Потом, повернувшись к матери, добавил: «Я завербовался на лесозаготовки, на сборы три дня, поедем все вместе, там есть работа и не так голодно, как здесь».

Мишка самый младший в большой семье, мать его родила в пятьдесят два года, в 1938 году, перед самой войной. Кроме Мишки и матери к концу войны семья состояла еще из восьми человек. Старшая сестра Маруся, проводившая на войну мужа, с двумя детьми перебралась к родным из соседней деревни. Два средних брата Витька и Колька промышляли любым подвернувшимся заработком. Сестра Нина, была старше Мишки на три года и в основном помогала матери по хозяйству. Вместе с ними жила еще жена и дочь брата Толика, пропавшего без вести в 1941 году.

Свое военное детство Мишка вспоминал со страхом и дрожью, Перед глазами всплывали страшные воспоминания о трупах, лежавших прямо на улицах их деревни. Люди падали замертво от голода, их раздувшиеся тела наводили на ребенка ужас и оцепенение. Голод, постоянный неуемный голод всплывал в памяти мальчика каждый раз при упоминании того трудного времени.

В июле 1945 года Мишка с семьей и нехитрым скарбом в товарняке отправился в далекую дорогу из Ульяновской области в Коми-Пермяцкий автономный округ (ныне Пермский край), в окрестности Кудымкара, поселок Майкор. До нового места жительства они добирались почти два месяца. Саше приходилось время от времени выменивать свои ордена, медали и даже офицерский ремень на хлеб, чтобы в пути хоть как-то прокормить семью. Мишка каждый раз, тихонько в уголке, чтобы никто не видел, оплакивал заслуженные награды своего старшего брата. Но особенно он жалел тот офицерский ремень, так он ему нравился. Эх, голод – не тетка, и он понимал, что брат делает то, что считает нужным.

Тяжела была эта дорога, их товарняк двигался медленно, все чаще стоял, пропуская другие поезда с более важными грузами. Иногда ночами Саша вскакивал со своих нар и громко кричал: «Батарея! Огонь!». В эти минуты мать нежно гладила старшего сына по спине и тихонько что-то приговаривала. Мишка по началу пугался криков брата и потом долго не мог заснуть, но мать объяснила ему, что у Саши это последствия контузии, которые останутся на всю жизнь.

На новом месте, не смотря на то, что Мишке пора было идти в школу, его определили в детский сад, настолько он был истощен. Но к следующему году он набрал в весе, подрос и вместе с местными ребятишками с радостью пошел в первый класс. Только вот арифметика давалась ему с трудом, а помочь и объяснить было некому. Мать малограмотна, а братья и сестры каждый при своем заделье. К тому же Саша и Виктор успели обзавестись семьями, но жили пока все вместе.

К двенадцати годам Мишка, кое-как осилив четыре класса, пошел работать в леспромхоз. Надо было зарабатывать на жизнь. У братьев один за другим пошли дети, и забота о себе самом и матери теперь лежала в основном на Мишкиных плечах.

В леспромхозе за Мишкой закрепили лошадь с подводой для вывоза леса с делянки. Все было бы хорошо, если бы не длинные, многоснежные и суровые уральские зимы. Лесную дорогу, по которой ездил Мишка со своей лошадкой, с обеих сторон окружали снежные сугробы под два метра высотой. Зимой день короток. В темноте мальчик, зябко кутаясь и от холода, и от страха в телогрейку с братова плеча, старался внимательно смотреть во все глаза, высматривая зеленые огоньки – горящие глаза голодных волков. Бывали случаи, как рассказывали местные мужики, волки нападали и на лошадей, и на людей.

Груженая подвода тащилась медленно. Вокруг темень и тишина. Мишка периодически соскакивал с саней, чтобы дать, лошади роздых, а самому согреться, затем снова присаживался с боку. Проголодавшись, Мишка доставал из-за пазухи пару сухарей, заботливо приготовленных матерью, и тут же их съедал. Ладошки мерзли и он затягивал замерзшие руки глубоко в рукава, затаскивая туда и вожжи на всякий случай, если лошадь вдруг понесет. Прям этакий мужичок с ноготок. Хорошо, что лошадь была умная и смирная. Но никто не знал, как бы она себя повела, выйди из леса волки. Вот так всю длинную дорогу Мишка боролся со страхом и холодом. Вернувшись, сдавал на склад учетчице привезенный лес, отводил свою лошадку на конюшню и вместе с конюхом кормил ее.

Закончив рабочий день, Мишка бежал с мальчишками в клуб, смотреть какою-нибудь кинокартину. Фильмы были разные, но особенно он любил картину про Тарзана.

После сеанса стремглав домой, где все уже обычно успевали поужинать. Ему доставались те крохи, что мать сберегала для него. Наспех проглотив свой ужин, полуголодный Мишка лез на печку к матери. Она ласково гладила его по спине, и в эти минуты он забывал про чувство голода, про свои лесные страхи и, пригревшись, крепко засыпал.

А во сне он видел свои кинофильмы, в которых исполнялись все его самые заветные мечтания. Там за гранью реальности была всегда мирная и сытая жизнь. Там у него был тот самый заветный белый костюм с черной рубашкой, о котором он так страстно мечтал. И еще там он пел и танцевал, как настоящий артист.

Потом долгой дорогой на делянку и обратно Мишка представлял себя сильным, смелым и красивым, таким, как и герои его любимых фильмов. В пути Мишка учился не только мечтать, но и рассуждать, разговаривая вслух на разные голоса, исполняя разные роли из увиденного накануне фильма. А еще он очень любил петь, а в лесу стесняться некого, и он пел от всей души.

Мишка пока еще не осознавал, что его детство закончилось. Впереди ждала полная новых впечатлений, интересная взрослая жизнь. В этой жизни он окончит вечернюю школу и станет отличным сварщиком. А еще завоюет немало призов на танцевальных и песенных конкурсах.

И каждый раз, вспоминая и рассказывая о своем полуголодном, босоногом детстве, Мишка будет отводить в сторону глаза, чтобы скрыть предательски навернувшиеся слезы.

Автор Марина Колчанова (г. Горнозаводск)

Из книги «Вечно в наших сердцах», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

от steff42

Click to listen highlighted text!