Яндекс.Метрика

Завод дал мне всё, — не раз повторял Виталий Васильевич Долматов.


Хотя пришел он работать на предприятие не совсем желторотым юношей. Кое-что умел делать. Приняли его времонтно-механический цех слесарем третьего разряда. И в первый рабочий день мастер поручил Виталию сделать паз на одной из деталей.

Ну что ты мучаешься, — говорили опытные слесари, — ведь станки есть.
Но Долматов, работавший прежде лишь в маленьких кустарных мастерских, упорно выбирал паз вручную. Да еще и шпонку напильником выточил. Подошел к Виталию мастер, посмотрел на его изделия. И на следующий день молодой рабочий стал слесарем уже не третьего, а пятого разряда.


В школе Виталию довелось поучиться всего пять лет. А потом детство закончилось. Началась война. Надо было зарабатывать на кусок хлеба. В 1943 году в четырнадцать лет паренёк уже официально числился работникомбазирующейся в КусьеУральскойалмазной экспедиции. Поначалу был коновозчиком, мотористом (вотгде начал осваивать слесарные навыки), а с шестнадцати лет начал спускаться в шурф, где копал и грузил в бадьи грунт. Трудно былодобывать содержащий алмазы песок. Да еще и работать приходилось по 10-12 часов в сутки. И не было в то время ни выходных дней, ни отпусков. Зато на его карточку давали целый килограмм хлеба. И этом пайком кормилась вся семья.
В послевоенные годы Уралалмазпостепенно стал сворачивать в Кусье производственную деятельность. Надо было искать другое место работы. И Виталий выбрал построенный в поселке Новопашийском, будущем Горнозаводске, цементный завод. Первое время было нелегко. Рабочих из Кусьи возили на завод на бортовых грузовиках.

Летом еще куда ни шло, — рассказывал Виталий Васильевич, — но зимой, в сорокаградусный мороз, пока доедешь – зуб на зуб не попадает.
Но у всех, кто поступал работать на завод, был стимул – обещали довольно быстро предоставить квартиры. И слова руководителей предприятия не расходились с делами.
Сейчас молодые люди нередко знакомятся по Интернету. Но ведь и давным-давно существовал некий прообраз самостийных брачных агентств. Девушки отправляли письма с приложенными к ним фотографиями в воинские части. И приглянулась Виталию по фотографии одна молодая особа. И решил он написать ей. С трепетом вскрывал конверт, когда получил ответ. Стал читать – и краска стыда полыхнула по щекам. «Прежде чем знакомиться с приличными девушками, — наставляла солдатакрасотка, — надо научиться писать без ошибок». И еще тогда в молодом человеке неистребимо засела мысль: надо учиться. И в первые годы работы на заводе он учился. Сначала в вечерей школе, а затем в техникуме.
А на работе всё шло своим чередом. Долматов быстро освоился в цехе и зарекомендовал себя хорошим слесарем. А потом его назначили бригадиром коллектива по ремонту кранового хозяйства первого производства. Слабым звеном в технологической цепочке было тогда крановое хозяйство. Но вскоре Долматов поставил дело так, что об этом «узком месте» забыли.С той поры Виталий Васильевич прослыл антикризисным, как бы сейчас сказали, руководителем.
Однажды вызвал Долматова директор завода и объявил:

Виталий Васильевич, мы тебя назначаем начальником автотранспортного цеха.

Да вы что, — начал было отбояриваться Долматов, — да я с автотранспортом никогда дела не имел! Не потяну…

Потянешь! – директор припечатал так, что спорить дальше не имело смысла.
А в автотранспортном цехе действительно творилось что-то невообразимое. Все до единого «БелАЗы» были неисправны! Но Долматов здесь тоже навел порядок. В схожих ситуациях Виталия Васильевича назначали руководить сырьевым цехом, а затем первым производством…
Поневоле сложилось впечатление, что либо Долмтову помогают какие-то неведомые силы, либо он особый секрет руководства знает. Не случайно Виталий Васильевичвошел в историю завода как легендарная личность.


Владимир Верхоланцев

от steff42

Click to listen highlighted text!