Яндекс.Метрика

Из числа первых строителей

-А где председатель поссовета, почему его нет? – строго спросил Каганович.

-Да он где-то на стройке, сейчас придет, — ответил кто-то из присутствующих на совещании.


Вскоре в кабинет вошел рослый, несколько разбойничьего вида мужик. Его изрядно потрепанную рабочую куртку опоясывал видавший виды солдатский ремень. А за ремень был заткнут топор, хищно поблескивающий остро отточенным лезвием.

-А это у вас кто? – негромко, с подозрительным недоумением обратился Каганович к одному из сидевших рядом местных руководителей стройки.

-Так это и есть наш председатель поссовета.


Был такой эпизод во время строительства Горнозаводского цементного завода, когда на новостройку приезжал заместитель председателя Совета Министров СССР Лазарь Моисеевич Каганович.

Как известно, завод начали строить вскоре после окончания Великой Отечественной войны. Страна восстанавливала разрушенное народное хозяйство, поэтому цемент нужен был, как воздух. Изначально стройку объявили ударной комсомольской. И сюда по комсомольским путевкам направили 200 молодых людей. Примечательно, что завод начали возводить почти одновременно с Братской ГЭС, воспетой в песнях и стихах маститых советских композитов и поэтов.Конечно, масштабы этих строек были несопоставимы. Но сходство все же наблюдалось. Как в присущем в ту пору трудовом энтузиазме, так и в климатических условиях. Ни у нас, ни в Иркутске, понятно, не Ташкент. А приезжающие в наш суровыйкрай люди поначалу жили в палатках. «Сверху», из министерства, в основном требовали отчеты о сроках строительства производственных объектов. Переселять людей из палаток в бараки как-то не торопились. Строители мерзли. К тому же набор продуктов в местных магазинах был крайне скуден. А когда и холодно и голодно, тут не до трудового энтузиазма.

И тогда рабочие решили написать жалобу. Лично товарищу Сталину. Видимо, челобитная дошла непосредственно до вождя, чем и объяснялся приезд на крохотную станцию Пашия одного из высших должностных лиц государства. Надо сказать, что после приезда Кагановича произошли положительные перемены. И с завозом продуктов дело наладилось, и палатки постепенно ушли в прошлое.

Но некоторые люди не ждали милостей от государства, а сталистроить собственное жилье. Таким поселковый совет выделял земельные участки. Причем отводил эти участки сам председатель поселкового совета Михаил Маленьких. Там, где отводились участки, стояла тайга. И председатель делал затёски на деревьях. Как правило, участки «нарезались» вечером, поле окончания рабочей смены. А утром МихаилМаленьких шел не в поссовет, а на стройку, где по привычке помогал мастерить какую-нибудь опалубку. Ведь до избрания на должность председателя исполкома местного совета Маленьких работал бригадиром плотников-бетонщиков. В общем, руководящая должность человека не изменила. И топор был всегда при нем. К слову, Маленьких приехал на станцию Пашия из Чусового в числе самых первых строителей цементного завода.
На высокопоставленного гостя из Москвы Лазаря Моисеевича Кагановича такой председатель поссовета, похоже, произвел неизгладимое впечатление.


Владимир Верхолнцев

от steff42

Click to listen highlighted text!