Яндекс.Метрика

235 ЛЕТ СО ВРЕМЕНИ ВВОДА В ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЙ ДОМЕННОЙ «ФАБРИКИ» АРХАНГЕЛО-ПАШИЙСКОГО ЗАВОДА

16-е декабря 1786 г.
Пермского наместничества в Казенную палату
Его сиятельства генерал – поручика действительного
камергера и разных орденов кавалера князя
Михаила Михайловича Голицына супруги княгини Анны
Александровны от доверенного Ивана Воронина

РАПОРТ
По воле их сиятельств на основании данного мне из сей палаты в прошлом 1785 году мая в 7-й день указа, в собственных её сиятельства госпожи моей княгини Анны Александровны дачах, то есть принадлежащих Калинскому и Камасинскому сёлах урочащах на реке Пашие новостроящийся завод поныне в совершенство, хотя ещё не приведён, однако при помощи божией в минувшем лете при благополучной заимке реки и по выстройке одной домны начально воспринял уже действие. То есть домна оная для плавки железного чугуна минувшего ноября 23-го числа в действие пущена. И с того времени оной завод по воле их сиятельств для всегдашнего в делах употребления именован Архангело – Пашийским заводом.
Того ради Пермской Казенной палате об оном вновь действующем заводе сим покорнейше и рапортую.

Декабря 16-го дня 1786 года.
Ко сему рапорту доверенный Иван Воронин руку приложил.

(Государственный архив Свердловской области. Фонд 24.
«Уральское горное управление», опись 1, дело 2488, лл. 19-19).

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

СТРОГАНОВЫ

«Великий государь Иван Грозный пожаловал Григория Аникиева сына Строганова, велел ему на пустом месте ниже Великия Перми по Каме по рекам вниз по обе стороны до Чусовые реки на сто сорок вёрст на чёрных лесах городок поставить…». Так в середине 16 века на еще почти необжитые земли Перми Великой, считавшиеся тогда окраиной Московского государства, пришли предприимчивые люди Строгановы – Аника Федорович с сыновьями и стали здесь соль искать и варить.


И уже в конце века в их руках оказалась огромная территория, которая включала в себя большую часть современного Пермского края. Правдами и неправдами сумели Строгановы объединить почти весь соляной промысел в пермском крае, который и принес им богатство, славу и звания. (Запасы соли на земле практически неисчерпаемы. Но в старые времена соль добывалась с большим трудом, очень долго ее на Русь привозили из-за границы, поэтому она ценилась на вес золота. Русские цари всегда старались поддержать тех, кто снабжал государство этим ценным продуктом).


К середине 80-х годов 17 века владельцем огромной строгановской пермской вотчины стал «именитый человек» Григорий Дмитриевич Строганов – праправнук Аники Федоровича – основателя этой знаменитой династии. Еще ни один человек до Григория Дмитриевича не владел в Московском государстве таким большим числом соляных варниц. После смерти Григория Дмитриевича Строганова в 1715 году все его несметное богатство перешло сыновьям – Александру, Николаю и Сергею, которым Петр Первый за заслуги их отца пожаловал звание баронов Российской империи. Долгое время братья совместно управляли огромным наследством, доставшимся от отца. Но в 1747 году они разделили между собой землю, леса, заводы с рудниками, а еще через два года были разделены солеваренные промыслы.
После раздела Пермского имения между братьями кроме прочих земли по Чусовой и её притокам отошли к старшему Александру, с ним и его приемниками связана история развития нашего края, возникновение Пашийского завода, заводов в Кусье, Бисере, Тёплой Горе.

Соляной промысел, которым занимались Строгановы всегда требовал большого расхода железа, поэтому они уже в начале 17 века делают попытку освободиться от дорогого рыночного железа. И в своих вотчинах начинают искать руды и плавить металлы. В 1726 году пока ещё в совместном пермском имении братья строят медеплавильный Таманский завод, в 1734 году довольно значительный по тем временам Билимбаевский железоделательный завод, в 1743 просят разрешение строить Юго-Камский завод
После раздела, каждый из братьев в своей доле начинает искать железные руды и строить железоделательные заводы. На землях барона Александра Григорьевича Строганова было заявлено сразу о нескольких рудниках. В 1749-50-х годах крепостные рудоискатели разведали залежи руд по рекам Койве, Вильве и Вижаю. А приказчик Иван Наумов исследовал их притоки пригодные для запруживания и строительства завода. Приказчик предложил барону речки Рассольную на Вильве, Пашию и Тесовую на Вижае и Кусью на Койве.


В этот же год Иван Наумов от имени А.Г. Строганова подал в Пермскую канцелярию Главного заводов правления три заявки на железные руды, с просьбой построить завод на одной из трёх речек – Рассольной, Тесовой, Пашии, мотивируя желательность постройки завода «… не ради получения от завода какого прибытку, но ради необходимой надобности от того к соляным промыслам…». Канцелярия поручила проверку этих мест горному чиновнику Княгинкину, который не счёл возможным одобрить ни одного из этих мест. Речки Рассольная и Тесовая оказались негодными к постройке завода вследствие маловодья, а на речке Пашии место хотя и было признано удобным, «… но за крутостью течения речки пространство пруда будет мало, и весной в большую воду затем же плотину беречь весьма трудно и едва ли удержать можно…». Вместо отвергнутых речек чиновник предложил барону построить завод на речке Кусье. Разрешение на строительство завода было получено, и в конце 1751 года был введён в действие первый в нашем крае железоделательный завод – Кусье-Александровский.


Ходатайство о строительстве завода на речке Пашии было возобновлено спустя 22 года дочерью А.Г. Строганова Анной Александровной Голицыной. За это время в семействе Строгановых произошли большие изменения. В 1754 году умер А.Г. Строганов. Он не оставил после себя наследников по мужской линии, и еще за три года до смерти, разделил свое огромное имение между дочерями Анной и Варварой, но по завещанию во владение своими частями дочери могли вступить только после замужества, а до их замужества всё наследовала его вдова Марья Артемьевна Строганова.


По завещанию Анна получила дачу Нытвенского завода и лесную дачу будущего Архангело-Пашийского завода. Варвара получила Юго-Камский завод (построен в 1746 году) и лесную дачу будущего Кусье-Александровского завода. А.Г. Строганов успел построить завод на речке Кусье. После его смерти жена его Марья Артемьевна ходатайствует о строительстве Нытвенского завода (введён в действие в 1756 году) и о расширении Кусье-Александровского. К тому времени, когда Анна и Варвара собрались замуж в Пермской вотчине у них, было три завода – Юго-Камский, Кусье-Александровский и Нытвенский.


Через три года после смерти отца, в 1757 году Анна Строганова вышла замуж за князя Михаила Михайловича Голицына. В 1763 года засобиралась замуж и Варвара за князя Бориса Григорьевича Шаховского. После раздела Пермского имения кроме всего остального Анна стала владелицей Нытвенского завода, Варвара Юго-Камского, а Кусье-Александровский завод был разделен между сёстрами пополам.

ГОЛИЦЫНЫ

Михаил Михайлович Голицын, получив в качестве приданого обширную прикамскую вотчину (имение Голицыных только в Пермской губернии располагалось в 5 уездах — Соликамском, Пермском, Чердынском, Оханском, Осинском) и уральские заводы начинает активную деятельность заводовладельца. В 1760 году он уходит в отставку, посвятив себя управлению огромными поместьями. Но надо заметить сам он никогда не был в своих пермских владениях.
Голицыны расширяют Нытвенский и свою половину Кусье-Александровского завода и в 1772 году вновь подают в Берг-коллегию прошение о строительстве завода на речке Пашии. Основанием для прошения послужило то, что добываемая руда по Вижаю и его притокам переправлялась слишком далеко на Нытвеский завод.


21 декабря 1772 года был получен разрешительный указ Пермской канцелярии Главного заводов правления на постройку нового железоделательного завода на устье реки Пашии, впадающей в Вижай. Однако это намерение Голицыных встретило противодействие со стороны Шаховских – владельцев второй половины Кусье-Александровского завода (река Пашия находилась в урочищах совместного владения). Подал протест и другой сосед по имению Голицыных граф А.С. Строганов, считая, что новый завод нанесёт ущерб его Чусовским соляным промыслам. Строительство завода было прекращено несмотря на то, что уже начали строить жилые бараки, и был заготовлен лес для возведения хлебных амбаров и плотины.


Прошло 10 лет. 28 июня 1782 года императрица Екатерина II подписала Манифест, по которому объявляла право собственности дворян-помещиков не только на землю, леса и воды, но и на недра земли. Им разрешалось в своих землях «…искать, копать, плавить, варить и чистить всякие металлы…». Этим документом не преминули воспользоваться Голицыны, и в 1782 году княгиня А.А. Голицына вновь подает прошение о строительстве завода на реке Пашии. В ее прошении впервые упоминается название Архангело-Пашийский. И в 1782 году 21октября она получает разрешительный Указ №5846 Главного заводов правления Пермского наместничества на постройку чугуноплавильного завода с двумя доменными печами и молотовой «фабрикой».
В тот же 1782 год на строительство нового завода из других вотчин князей Голицыных было переведено 369 человек крепостных крестьян. Интересно отметить, что в Пашии до сих пор живут потомки этих людей. В Государственном историческом музее в Москве в отделе Истории горнозаводской промышленности хранится старая книга с пожелтевшими листами. Книга эта «Реестр» (списки) на 1790 год крепостных крестьян князей Голицыных посланных в Архангело-Пашийский завод для перевозки дров, угля, руды и чугуна. В книге перечислено более 500 человек и по несколько раз повторяются фамилии Ощепков, Шилов, Третьяков, Грибанов, Тюленёв, Завьялов и др. Постоянными поставщиками мастеровых, рудокопов и углежогов для завода были прикамские имения Голицыных.


Голицыны не просто так выбрали место для строительства нового завода. Всего в одной версте от которого еще с 1765 г. велась разработка первых в нашем крае железных рудников Таранчихинского, Никольского, группы Журавлинских. Руду с которых весной по большой воде сплавляли на Нытвенский завод, а это было заводовладельцам невыгодно, да и затратно.
Но выбор этот прежде всего еще обуславливался достаточно водоносной рекой и удобством устройства плотины и пруда, водой которого в течение всего года могли приводиться в действие водяные колёса воздуходувок доменных печей и молотов «кричных» фабрик. Н.С. Попов, характеризуя завод по состоянию на 1797 год, писал, что на реке Пашия существует «…плотина длиной 95, шириной 18, высотой 5 сажень (сажень – русская мера длины, равная трём аршинам (2,13 м.), аршин равен 0,71 м.). Спрудная вода разливается в длину на 3 версты (одна верста 1,06 км.) и в ширину 100 сажень…».


Строительство завода началось с сооружения плотины. Все старые уральские заводы строились практически одинаково: пруд с плотиной, а ниже заводские постройки. Вокруг завода разрастался посёлок.


Завод и пруд стали центром нового поселения, которое получило название Архангело-Пашийский завод. Почему «Архангело-Пашийский»? В честь святого покровителя хозяина князя Михаила Михайловича Голицына – архангела Михаила и по названию реки, на которой завод строился. Такая в старые времена была традиция.

Валентина ЧУВЫЗГАЛОВА

На фото: М.М. Голицын. Фото из архива Пашийской библиотеки

Продолжение следует…

от steff42

Click to listen highlighted text!