Яндекс.Метрика

ИМЕНА В БИОГРАФИИ СТРАНЫ

РОДСТВЕННИКИ ИЗ АЛЬБОМА

История жизни Галины Георгиевны Гоголевой заключена в нескольких альбомах с фотографиями и письмами. Самый старинный из них ещё в бархатистом переплёте и с обломанным металлическим замочком. Он был подарен Лёлечке Камчатовой, матери Галины Георгиевны, в 1914 году её галантным кавалером из служащих Сараевым. Ухажёр нежно называл свою Ольгу Лёлечкой. Жили молодые люди в Промыслах и очень любили друг друга. Лёля в те времена слыла первой красавицей в посёлке. Но началась Гражданская война и жених Ольги погиб.

Ольга Камчатова была из рода людей зажиточных и творческих. Родилась она в 1896 году в посёлке Боровском, что находился недалеко от посёлка Косья под горой Качканар. Её родители были сосватаны в юном возрасте, но жениха забрали в Царскую армию, а невеста по церковным догмам стала его ждать 25лет. Поженились молодые уже в солидном возрасте далеко за сорок, народили трёх детишек, Ольга была младшей, родилась когда матери уже было пятьдесят. Вскоре они переехали всем семейством в Промысла. Поселились Камчатовы в просторном двухэтажном доме. Глава семейства Михаил Иванович открыл на первом этаже лавку, где стал торговать товарами от купцов Агафуровых из Перми. Славился магазинчик различными винами. Семейство разрасталось, женились старшие братья, появились у Ольги племянники. В просторном доме места хватало всем. Родители и дети играли на различных инструментах. Иногда вечерами музицировали, читали вслух. Ставили с друзьями небольшие спектакли, сами шили к ним костюмы. А с фотографий старинного альбома Лёлечки на нас глядят состоятельные люди в старинной богатой одежде, кавалеры с лихо закрученными усами и дамы в роскошных платьях. Есть здесь и персонажи в театральных костюмах. Это всё близкие и дальние родственники Камчатовых. Выделяется среди них супружеская пара: он сидит важный в сапогах с высокими голенищами, грудь длиннополого сюртука увешана наградами, среди которых кресты и звёзды, она в строгом платье, рука на плече мужа. Подписи нет, но по разговорам в семье Галина Георгиевна помнит, что этот человек строил в1880-87 году железную дорогу между Горой Благодать и Пермью и что вагон у него был личный, на котором он ездил и контролировал строительство дороги.


ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА


Революция 1917 года и Гражданская война разрушила мирную жизнь россиян. В Промысла пришёл сыпной тиф, за одну зиму Ольга схоронила почти всё семейство. Осталась одна с малолетними племянниками Гошей и Витей. Но вскоре заболела сама. Мальчиков забрали дальние родственники. Ольга выздоровела, молодой организм победил, но в огромном богатом доме осталась девушка одна. Богатое убранство дома потихоньку потрошили добрые люди, но Ольга смотрела на это равнодушно. Постепенно жизнь стала налаживаться, Ольга стала интересоваться общественной жизнью, пошла работать в клуб. Вот здесь то она и встретила своего будущего супруга Георгия Гоголева, который приехал в промысловский клуб по работе.


СЫН ЗВОНАРЯ


Георгий Николаевич Гоголев коренной бисерянин. Их было три брата, мать ушла из жизни рано, а отец, звонарь церкви, больше не женился и поднимал сыновей один. Мальчишки, понятно, росли при церкви, один из них стал регентом церковного хора, а вместе они помогали отцу украшать и содержать здание церкви, все умели хорошо рисовать, играли на музыкальных инструментах, замечательно пели. Николай обучал сыновей всякой работе — скотину содержать, дом строить и даже торты на церковные праздники печь. При советской власти все таланты Георгия пригодились в клубе, и он стал им заведовать. Особенно удачно молодой заведующий ставил спектакли и сам с азартом играл в них. Освоил он ремесло киномеханика.


Молодые люди понравились друг другу. Георгий увёз Ольгу в 1923 году в Бисер, а большой дом Камчатовых остался под присмотром дальней родственницы. Позже она продала его в Тёплую Гору, под какую то контору, а сама уехала.


В Бисере родились дети Гоголевых. Первенца Бориса Ольга Камчатова родила в 28лет. Мальчишка рос крепким и очень походил на мать. Галя родилась в 1931 году. Вскоре отцу дали место служащего в конторе Промыслов — почерк у Георгия был каллиграфический, ценили его за это очень. В 1933 году, как и в большую часть России, в Промысла пришёл свирепый голод. Семья бедствовала. Георгий Николаевич отправился со всем семейством и скарбом к другу на Ставрополье — там ещё голода не было. Как грамотному служащему Георгию дали место бухгалтера при маслозаводе посёлка Изобильное. Жильё определили, домишко неказистый в пяти километрах от заводика. Пришёл голод и в Изобильное. Говорили, что перед этим событием крысы вереницей уходили из этих мест. И это бы ничего, да беда пришла в семью большая. Метели на Ставрополье случались жуткие. В одну из таких и попал Георгий, когда с завода домой к семье сильно спешил. Ольга то и дело выскакивала на мороз, ожидая мужа, пятилетняя Галя увязывалась за ней. Утром, когда метель стихла, Георгия обнаружили в подтаявшем снегу на крыльце одной из хат. Стучался, понятно, но, видимо, из- за воя пурги хозяева его не услышали. У Ольги от горя отнялись ноги, а маленькая Галя отморозила руки. В больнице хотели отнять малышке кисти рук, но вступился какой то старый доктор и стал мазями лечить девочке отмороженные ручонки. Чувствительность вернулась, но ломота при охлаждении у Галины так и осталась на всю жизнь. Опустошённая горем Ольга подалась с детьми в Бисер. Здесь Бориса на прокорм взяла справная семья Кашиных. Ольга не сопротивлялась, надо было выживать.

ЖЕСТОКИЙ И НЕЖНЫЙ ЦАРЕУБИЙЦА

И тут нарисовался закадычный бисерский друг Георгия Петр Ермаков. Да- да, тот самый, что принимал участие в ликвидации семьи Романовых.


Он возглавлял отряды, проводившие карательные операции, подавление восстаний, экспроприации. После расстрела в Ипатьевском доме добивал выживших штыком. На тот момент ему было 33 года.


Из-за своей неграмотности Ермаков не достиг карьерных высот, он инспектировал тюрьмы, став заместителем начальника исправительно-трудовых лагерей. Жил в роскошной четырёхкомнатной квартире Свердловска.


Ольга очень нравилась Ермакову, он завидовал своему другу. Уговорил таки Пётр Ольгу Михайловну поехать к нему в город. Маленькую Галю Ермаков просто боготворил. Каждое утро девочка обнаруживала под подушкой пряники и конфеты в ярких обёртках. В Свердловске впервые она увидела фильм «Весёлые ребята» в специальном обкомовском кинозале. Однажды Ермаков принёс Галинке большую нарядную куклу. Девочка в этот момент сидела на подоконнике открытого окна и, взмахнув от восторга ручонками, чуть не выпала наружу. Ермаков успел схватить малышку и долго не мог разжать руки от испуга, понимая, что могло произойти непоправимое. Вот так сочеталась в этом человеке жестокость и нежность. Несмотря на окружающую роскошь, Ольгу тяготило пребывание в доме Ермакова, да и мысли о сыне не давали покоя. Подалась Ольга Николаевна с Галинкой в Тёплую Гору.


А Ермаков продолжал выставлять себя исполнителем, чуть ли не единолично уничтожившим царскую семью. Его восхваляли как героя, дарили цветы. Он передал свой маузер в музей, выступал с лекциями, был почетным гостем в пионерских лагерях. А еще, по рассказам жителей, ходил по пивным и гордо требовал бесплатной выпивки. Умер в Свердловске от рака в 68 лет (в 1952 году). В наше время его надгробие напротив могилы уральского сказочника Павла Бажова не раз обливали красной краской.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА


В Тёплой Горе Ольгу определили работницей в клуб. Дали комнатушку тут же при клубе. Сына найти практически не было возможности. Хозяин семьи, в которой жил мальчик, был из бывших белогвардейцев. Опасаясь ареста, он часто переезжал с места на место. Борис решил сам, что ему пора вернуться к матери и сестре. Нашёл их, когда уже учился в пятом классе.

Маленькой Галинке по душе пришлась клубная жизнь. Она живо читала стихи и очень скоро стала украшением клубной сцены на различных праздниках. Во время войны Гоголевых выселили из клуба в небольшое помещение при поселковом совете. А в клубе расположился штаб 96-й стрелковой дивизии, формировавшейся на территории Тёплой Горы из моряков Тихоокеанского флота, пограничных и внутренних войск НКВД и курсантов военных училищ. Это была особая страница в истории посёлка. Дивизия готовилась для участия в Сталинградской битве и затем с переформированиями дошла до Берлина.


ПОСЛЕВОЕННАЯ ЮНОСТЬ


Война закончилась. За плечами у Гали было девять классов, отправилась она учиться на телеграфистку — пора было помогать матери и брату. Хотя мечтала поступить в культпросвет училище. Всё свободное время девушка проводила в клубе. Очень большой промежуток времени клуб в любом населённом пункте СССР был центром культурной жизни. Галю волновала и притягивала сцена. Театральная группа была тогда многочисленной и представительной, люди за войну соскучились по общению и искусству. Среди поселковских артистов были рабочие
завода, лесного хозяйства и бывшие фронтовики. Несмотря на молодость, Галине доверяли ведущие роли в спектаклях «Свадьба с приданым», «Не всё коту масленица», «Вот мы и встретились».

Помимо выступлений к различным праздникам обязательными были выступления агитбригады перед демонстрацией фильмов и перед танцами. На танцевальных вечерах для заневестившихся теплогорских девчонок и женщин было раздолье. Дело в том, что в посёлке стояла большая военная часть, которая для нужд хозяйства заготавливала в карьере щебень. Другая, по лесозаготовкам, находилась в Усть-Тискосе. Правда, в ней были и солдаты штрафники. Понятно, что при таком обилии кавалеров случались на танцах потасовки из-за девчонок. Но однажды произошла трагедия, которая определила всю дальнейшую судьбу Галины и близких ей людей. А дело было так. Появился на танцах бравый солдат цыганской внешности из части Усть-Тискоса. Звали его Николай Сухенко. Родом он был с Украины. Лихие кудри парня развевались при танцах. Он отлично рисовал, играл на баяне. А как пел, особенно украинские песни! Особенно «Ридна мати моя»! Девчонки все поголовно в него были влюблены. А Николай увидел на сцене Галю и потерял голову. В коротких увольнениях и самоволках красиво ухаживал и добивался ответных чувств от девушки, умолял Галю выйти за него замуж. Писал красивым почерком любовные письма и записки — хранятся они и сейчас в одном из альбомов Галины Георгиевны. Из куража и отчаяния Николай иногда напивался и дрался с местными парнями. Пока они ещё не были близко знакомы, Сухенко для начала нарисовал портрет Гали, когда она выступала на сцене, и подарил его матери Гали Ольге, бывшей Камчатовой — она была билетёршей здесь же в клубе. Ольга молча смотрела на развитие событий, считала, что дочь сама разберётся в своих чувствах. А отчаянный Николай однажды принёс свой огромный чемодан в жильё Гоголевых и сказал, что не может жить без Галинки и придёт к ним после демобилизации, а пока чемодан постоит в их комнате. А Галя не привередничала, просто она была увлечена другим молодым человеком. К ней на почту за корреспонденцией чуть не каждый день приходил рослый белокурый солдатик из карьеровских.

Продолжение следует…

Татьяна СЫРОХВАТОВА, п. Теплая Гора

Фото автора

от steff42

Click to listen highlighted text!