22 июня 1941 года жизнь в Пашии была размеренной, пока завод не дал гудок
Из воспоминаний участницы Великой Отечественной войны Марии Александровны Паинцевой: «22 июня 1941 года был выходной день, и мы с друзьями отправились в лес отдыхать. Гуляли по берегу Вижая, радовались теплому солнечному дню. Удивительно, уже июнь подходил к концу, а в лесу все еще цвела черёмуха, уже под вечер мы возвращались домой с охапками цветущей черёмухи. Когда начали подниматься от Вижая в гору, нас поразила тишина. Я и сейчас помню эту тишину, хоть и прошло очень много лет. В посёлке было тихо-тихо, почему-то даже собаки не лаяли. Кто-то шёл по улице и сказал нам, что началась война».
Многие старожилы посёлка Пашия на всю жизнь запомнили 22 июня 1941 года. Сначала всё шло своим чередом: плавился чугун в доменной печи, по воздушно-канатной дороге сновали вагонетки с шихтой. Многие пашияне проводили свой выходной в лесу, у реки, на своих огородах.… И, вдруг среди дня, в необычное время, над посёлком разнёсся зовущий, бесконечно долгий заводской гудок, заставив тревожно забиться сердца людей. Неужели война?
Все устремились на поселковую площадь, в то время она находилась на месте современной школы. В 5 часов дня начался митинг. На следующий день газета «Чусовской рабочий» писала: «…Пашия. Две тысячи трудящихся собрались на митинг, посвященный выступлению товарища Молотова по радио в связи с нападением дикой фашистской орды на Советский Союз. Краткое сообщение об этом сделал секретарь горкома товарищ Тетерин. Он особо подчеркнул, что задача каждого трудящегося сейчас — честно работать на своём посту, давать стране больше продукции высшего качества, быть готовым к обороне страны. На митинге также выступили стахановец доменщик Константинов Ф.В., директор завода Киселев Я.Е. и другие товарищи».
На следующий день, 23 июня, из Пашии на фронт ушли первые добровольцы. Сейчас, наверное, невозможно назвать точную цифру ушедших за годы войны на фронт наших земляков, но около 1,5 тысяч пашиян защищали Родину с оружием в руках на фронтах Великой Отечественной войны. И почти пятьсот из них не вернулись в родной посёлок.
«В первые дни войны из Пашии отправляли на фронт организованно. На станции Нижние Весы собирался почти весь посёлок. Звучали напутственные слова, обещания. Новобранцев под музыку духового оркестра увозили в открытых вагонах до станции Пашия, и провожающие долго, долго махали им вслед, желая скорой победы и возвращения на родину…» (из воспоминаний Л. Кошковой, опубликованных в газете «Ленинец» 15 мая 1980 года).
В архиве Пашийского завода хранится «Книга учета принятых и уволенных» за 1942 год. Почти у всех уволенных с завода мужчин в графе «причина увольнения» записано «в РККА» (в Рабоче-крестьянскую Красную Армию).
Известно, что из Пашийского леспромхоза за годы войны на фронт ушло 139 человек, из них 106 погибли, только 33 возвратились домой. Уходили воевать рабочие из Пашийского карьера, из других организаций посёлка. В 1941 году был призван в армию председатель поселкового Совета М.Ф. Константинов, а в 1942 году заменивший его Кошков В.А. Оба они погибли. Уходили на фронт учителя вместе со своими учениками.
Почти все молодые парни и девушки буквально с первых дней войны понесли заявления в военкомат с просьбой отправить их на фронт. Все хотели успеть повоевать, никто ведь не предполагал тогда, что война продлиться долгих четыре года.
В июле 1941 года Пермским обкомом партии было принято решение о формировании добровольческих отрядов народного ополчения. Уже 8 июля в Пашии создается отряд в 120 человек, в который записываются парни и девушки, желающие как можно быстрее попасть на фронт, в отряде изучают основы военного дела.
1 сентября 1941 года многие пашийские девчонки и мальчишки не пошли в школу. Их ученические годы закончились, началась трудовая жизнь. Они заменили отцов и старших братьев, ушедших на фронт.
Осенью 1941 года главный врач Пашийской больницы Вера Порфирьевна Угрюмова организует шестимесячные курсы медицинских сестер для обучения девушек сестринскому делу. Кроме того, в посёлке были организованы курсы телеграфистов и радиотелефонистов, окончившие эти курсы считались военнообязанными.
15 ноября 1942 года при Пашийском поселковом Совете была открыта школа снайперов, в которой учились до 30 человек. Занятия вёл председатель поссовета Иван Иванович Спехов (многие старожилы вспоминали о том, как ходили учиться стрелять из винтовки на берег Вижая).
С началом Великой Отечественной войны на заводе и в посёлке организуются дополнительные производства. По решению Облисполкома с сентября 1941 года в столярной мастерской завода и в специально созданной мастерской при промысловой артели «Искра» поселкового Совета организуется производство лыж, лыжных палок, деревянных прикладов для винтовок и автоматов. И в той и другой мастерской работали в основном старики-пенсионеры, бывшие столяры и модельщики.
За три месяца 1941 года только в заводской мастерской было изготовлено более 400 комплектов лыж. Ещё больше лыж было изготовлено поселковой артелью «Искра».
По материалам краеведа В. В. Киреева и воспоминаниям жителей посёлка Пашия подготовила Валентина Чувызгалова
На фото: Киселёв Я.Е. — директор Пашийского завода в годы войны / фото GOSKATALOG.RY