Яндекс.Метрика

Откуда взялись пашийские фамилии

Весной 1785 года на место строительства будущего Архангело-Пашийского завода в Пермском уезде начали прибывать первые жители. Вообще на строительство было согнано много крестьян многочисленных ближних и дальних сел, которые отрабатывали там свой оброк у владельцев строящегося завода – князей Голицыных. После выполнения работ они возвращались к своим семьям на их основное место жительства. В отличие от них, будущие жители прибывали туда с семьями и без всякой возможности вернуться к прежнему месту жительства.


В сентябре 1795 года конторские работники завода повытчик Яков Баранов и служитель Василий Кузнецов закончили написание большого труда под названием «Перечень лиц, находящихся на Архангело-Пашийском заводе, переселенных из других селений с показанием их качеств, имущества и места жительства». За шесть месяцев ими была написана толстая книга, содержащая почти пятьсот страниц на первой странице которой говорилось: «Ведомость учиненная в Архангелопашийской заводской их сиятельств генерала порутчика действительного камергера и разных орденов кавалера князь Михайла Михайловича и супруги его княгини Анны Александровны Голицыных конторе о количестве поступивших с самого застраивания завода то есть с 1785-го по будущей 1795-го года апрель месяце из нижеозначенных селениев пересельцев и кто из оных в собственных своих домах жительство имеет или у других кого, и с того числа с начала перемещения доныне разными случаями выбыло. Затем что ныне на лицо с прибылыми и вновь рожденными. Также из оных семейств по написанным летам должны быть действительными работниками или по каким причинам заключаются встаричьем перечню, и какого кто состоянии оказался обо всем том означается под сим в следующих параграфах.»


К счастью, документ дожил до наших дней и кроме подробной статистики по переселяемым крестьянам дает богатую информацию о первых поселенцах, их семьях, роде деятельности каждого их них. Всего за десять лет было переведено 1791 человек обоего пола. За это же время родилось 516 детей. На момент составления документа в Архангело-Пашийском заводе проживало 775 человек, пригодных к работе, 140 стариков и немощных и 448 детей в возрасте до пятнадцати лет. За десять лет выбыла почти тысяча человек, около 400 из них умерли, чуть меньше были отпущены на прежнее место жительства по старости или по болезни, в оставшиеся входили переселенные на другое место жительства, отданные в рекруты и бежавшие. Были учтены даже пять человек, утонувших в заводском пруду.


Документ также содержит сведения о достатке переселяемых семей. Естественно, большого достатка у переселенцев ожидать не приходится, но и в крайней нужде жители тоже не жили. Критерии достатка не очень понятны, но 22% семей значилось состояния первого, 45% среднего, и 33% последнего. Но если посмотреть список подробнее, то видно, что большая часть этих 33% последнего состояния составляла молодежь. Это были или недавно переведенные на завод холостые парни, жившие у кого-то на квартире или молодые же семьи, не успевшие обзавестись домом и детьми, а также оставшиеся без детей старики. Свидетельством же общего достатка поселенцев может служить то, что заводское стадо уже в 1790 году состояло из 142 коров и 68 телят, все из которых принадлежали жителям.


Жители завода переселялись из различных мест, принадлежавших Голицыным в Пермском крае. Всего упоминается двадцать одно место. Больше всего их прибыло из села Верхомулинского, почти двести человек. В настоящее время это один из районов Перми, а в то время это было место нахождения главной конторы управления вотчинами Голицыных в Пермском крае. Чуть меньше и примерно поровну прибыли из сел Сергиевского и Троицкого, Кишертского острожка, Чусовских городков, еще меньше из Беляевского и Нижнемулинского села, из Нытвенского завода, Калинского и Камасинского сел. И совсем по нескольку семей из Кусье-Александровского завода, Усть-Чусовских, Югокамских, Лозинских деревень, деревни Росолинской, и даже близлежащей маленькой деревушки Сесвятской.


Но главное, что дает документ – это фамилии. Становится ясно из какой местности и когда переселялись семьи, чем они занимались на заводе. Обратившись еще к двум документам – перечню жителей завода за 1809 год и ревизской сказке Архангело-Пашийского завода за 1834 год можно проследить целые династии первопоселенцев и есть все шансы, что потомки их и сейчас живут в Пашие и Горнозаводске. Нет смысла приводить здесь полный перечень их всех, но ту часть семей, представители которых продолжали жить в Пашии и в 1809 и 1834 годах имеет смысл рассмотреть.


Сначала о тех, кто прибыл первыми. Перечень мест их прежнего жительства несколько отличался от последующих переселенцев. Дело в том, что в первую очередь переселялись квалифицированные работники, кто мог и должен был организовать будущую работу, обучить рабочих, поэтому среди них мало крестьян окрестных сел. В основном это представители заводов, ремесленники Чусовских городков и Верхомулинского села.


Так, в первую очередь, было переведено небольшое количество семей с существующих заводов Нытвенского и Кусье Александровского. Из Нытвенского завода приехали приказчик Матвей Митянин и плотинный мастер Терентий Марков. Плотинный мастер был одной из ключевых фигур при строительстве завода. От его умений и навыков зависела судьба заводской плотины – главного источника энергии.


Из Кусье Александровского прибыли семьи Завьяловых и Костаревых представители которых трудились штейгерамии в задачу которых входило изыскание руд и организация работ по их добыче, Носковы – опытные куренщики и Соломатовы — надзиратели за доменной и молотовой работой.


Из Верхомулинского села, тоже переводились в основном специалисты. Семьи штейгеров Завьяловых и Марковых, семьи служителей, занимавших различные должности в заводской конторе — Рябовы, Молоковы и Шпыновы, куренной мастер Росошный и семьи заводских работников Брюхановых, Кашиных, Костаревых и Тарасовых.


Самое большое количество семей в первый год строительства прибыло из Чусовских городков. Этому есть простое объяснение. Чусовские городки издавна были одним из Строгановских центров солеварения, перешедших по наследству Голицыным, и населяли их в основном не крестьяне, возделывавшие почву, а «варнишные работники» издавна работавшие на производстве. К середине 18 века соляной промысел в городках сошел на нет, а работники, привыкшие к работе на производстве, а не на земле, остались. Кто-то из них занимался различными ремеслами, кто-то сплавом соляных и железных караванов. Поэтому и на новом месте переселенцы занимались разнообразнейшими работами. Конторские служащие Барановы и Косиченковы, штейгеры Лежанины, семья кирпичного мастера Дружинина, кузнецы и молотовые мастера и подмастерья Голубцовы, Дылдины, Красных, Тюрнины, Худиловы, Черепановы, каменщики Шардины и семьи заводских работников Базловых, Брашкиных, Константиновых, Корелиных, Кучумовых, Рязанцовых, Стрижовых, Языковых, Неустроевых.


Из Беляевского села (ныне Белявка) переехали четыре семьи, все представители которых занимались рудной работой – Казаковы, Каменевы, Петуховы и Полыгаловы. А из двух ближайших к заводу сел – Калинского и Камасинского, находившихся на месте нынешнего города Чусового были переведены работники, связанные с кузнечной работой. Мохнутины, Шеины, Спицыны из Калинского и Лобановы из Камасинского. Представители других фамилий Калинского села Ермаковы, Патрикеевы, Третьяковы были назначены в поддоменные и кричные подмастерья.


Из далекого села Ленвенского, находящегося в районе современных Березников, был переведен кузнец и слесарный мастер Кондратей Зырянов. Из Кишерского острожка (ныне Усть-Кишерть) прибыли Лязгины, Рожковы и Суботины – кузнецы и молотовые подмастерья. Из Нижнемулинского села (Нижние Муллы) Губины, Пономаревы и Путиловы.

Потомки первых переселенцев продолжали строить завод и поселок. На снимке Народный дом, открытый в 1920 году.


Из села Сергиевского (ныне Серга) семьи куренщика Колобова, кузнеца Наугольных и семьи заводских рабочих Дураковых, Мелеховых, Новиковых, Стерляговых, Третьяковых, Удаловых и Чернышовых. Из Троицкого острожка (село Троица на реке Сылва) семья кузнеца Рудакова и семьи заводских рабочих Быковых, Горяевых, Кондаковых, Косых и Луниных.


На следующий, 1786 год к ним присоединилось совсем небольшое количество семей: якорного работника Калистрата Ежова и служителей Власовых из Верхомулинского, кричные мастера Митрофановы из Камасинского, кузнецы Сесюнины и конторские служащие Кондаковы из Кишертского острожка, семья доменного мастера Лариона Мохнутина из Кусье-Александровского завода, кузнеца Кремлева и мехового мастера Ощепкова из Нытвенского завода, кузнецы и доменные подмастерья Зыковы и Рудаковы из Троицкого острожка и фурмовые работники Стрижовы и семья кричного мастера Александра Третьякова из Чусовских городков.

Вообще, из жителей населявших завод в 1795 году первопоселенцев, прибывших за первые два года, было около четверти. Остальные приехали позже, понемногу прибывая каждый год. Исключением стал год 1793, когда на завод прибыло большое количество поселенцев. И среди них стало гораздо больше жителей сел. Частично ряды их пополнялись за счет подзаводских крестьян, отрабатывающих барщину на заводе и приглянувшимся приказчикам по их сметке и работоспособности. Несмотря на то, что строительство завода уже не требовало большого количества рабочих рук, ежегодно тысячи крестьян отправлялись на рубку и возку дров и угля для домны, добычу и возку руды и известняка. Часть из них и оставалась на заводе, перевозя к себе свои семьи. За последующие восемь лет завод прирос новыми фамилиями, переселенными из разных мест. Но, как и раньше, потребность в знающих заводское дело работниках удовлетворялась за счет других заводов и ремесленных центров. Так из Нытвенского завода были переселены кузнецы, подмастерья и другие квалифицированные работники Пастуховы, Тарасовы, Голых, Шадрины, Суворовы, Лаврюковы, Лобановы, Марковы, Кремлевы, Ощепковы, Каменские, Косковы, Тетерины, Нагибины, Мурашовы, Теплоуховы, Романовы, Болотовы, Тетерины, Зеленины, Неустроевы, Зяблые, Спеховы, Шумихины, Арефины, Ширинкины. Прибывшие Федор Подкачев и Матвей Чаплыгин направлены были на обучение живописному искусству, слесарь Петр Казаков был занят изготовлением железной мебели и утвари. Также прибыли молотовый мастер Андрей Хлыстов, кричные мастера Петр Королев и Харитон Полыгалов, Ефим Аликин, Никита Калугин, якорный мастер Никита Еленев, молотовые мастера Вороновы, Замараевы, Костаревы, фурмовой мастер Ефим Паснецов. Из Кусье-Александровского завода также прибывали специалисты: Кузнецы Рязанцовы и приемщик чугуна Федор Болотов, доменный мастер Ларион Колыхматов, конюх Никифор Кашин, куренной надзиратель Лука Черемных, ученик штейгера Иван Первышин. Несколько фамилий появились из Нового Усолья: штейгеры и служители Пастуховы, Тарасовы, Голых, Шадрины, Суворовы, Лаврюковы и Лобановы. Из Чусовских городков по-прежнему, прибывали ремесленники: Новожиловы, Чудиновы, Шардины, Голых, Ермаковы, Рязанцовы, Сибиряковы, Тюрнины, Шадрины, Барановы, Еремиевы, Булюкины, Дылдины, Неустроевы, Кропачевы, Бажуковы, Вершинины, Рокитины. Прибывшие Косковы и Ширинкины занимались изготовлением изразцов для печей, а один из братьев Сибиряковых — Петр был резчиком – знаменитые деревянные скульптуры из Пашийской церкви – его рук дело. Остальные, а их было явное большинство, были изначально сельские жители. Кстати, фамилии их часто совпадали с переселенцами из заводов. Этому есть простое объяснение. Заводское население и Нытвенского, и Кусье-Александровкого заводов основанных в середине 18 века состояло все из тех же сельских жителей, переселенных туда из тех же сел, но на несколько десятков лет раньше. Из села Белявского прибыли: Заякины, Власовы, Казаковы, Тетерины, Зеленины, Зотины, Назаровы, Окуловы, Поповы. Представители семей были в основном молотовыми работниками и рудобоями. Герасим Тетерин стал молотовым (кричным) мастером. Из Юго-Камских деревень Косковы и Ширинкины – печники и рудобои. Из Верхомулинскогобыли переведены: Косиченковы, Черемасиновы, Дудины, Батраковы, Журавлевы, Заморины, Ареховы, Верхоланцовы, Кольцовы, Селивановы, Ушаковы, Вяткины, Зуевы, Константиновы, Красильниковы, Лабутины, Осколковы, Пономаревы, Селивановы, Субботины, Ушаковы, Федотовы, Ежовы, Калинины и Константиновы. Кузнецы и рудобои, поторжные и молотовые работники. Кроме них, Яков Рябов, уволенный за старостью с работы, преподавал детям грамоту, Иван Филатов обучался иконописи, а Тихон Якунчиков был конюхом. Из Калинского села: Спицыны, Юшковы, Макушины, Первяковы, Холодиловы, Мохнутины, Оглоблины, Батановы, Папышевы. Плотники, кузнецы, молотовые рабочие и кричный мастер Иван Шеин. Из Камасинского села: Сырегины, Неустроевы, Щербаковы, Каюрины, Кошковы. Молотовые работники и подмастерья, возчики руды и угля. Из Кишертского острожка Лязгины, Рожковы, Мехряковы, Трубиновы, Лодейщиковы, Суботины, Девятковы. Занимались добычей руды, былипоторжные работники, кузнецы и молотобойцы. Переселенцы из Лозинских деревень плотники, каменщики и кузнецы: Аликины, Власовы, Вотиновы, Каменские, Ощепковы, Тюленевы и Шиловы. Из Нижнемулинского села прибыли: Пищальниковы, Полыгаловы, Губины, Пономаревы, Никитины, Полежаевы, Баландины, Верхоланцовы, Пищальниковы, Баландины, Батуевы, Дудоладовы, Зуевы, Оборины,Пономаревы – поторжные работники, кузнецы, куренщики. Среди нихлакировочный мастер Лука Курочкин и починщик Иван Путилов. Из Троицкого острожка поторжные, кричные и доменные работники, кузнецы: Кокшаровы, Власовы, Ерыкаловы, Кондаковы, Коробейниковы, Лежневы, Макаровы, Мальцовы, Некрасовы, Никулины, Полыгаловы, Рудаковы, Сараевы, Старостины, Быковы. Иван Жуков – резчик «деревянных штук»и Лядов Иван – «изразцовых печей работник». Прибыли из Усть-Чусовских деревень кричные подмастерья Гаинцовы, возчики угля и молотовые и кричные работники Костаревы, Лядовы, Боровковы. А из Россолинских деревень Базловы, занимавшиеся возкой руды.

Выходцы из Сергиевского села в основном были рудобои, но были и поторжные и кузнечные работники, плотники: Заворохины, Новиковы, Стерляговы, Третьяковы, Удаловы, Чернышовы, Лукины, Быстрых, Злыгостевы, Мелеховы, , Аликины, Веселковы, Катаевы, Колобовы, Лежневы, Пищальниковы, Прокопьевы, кричный мастер Адриан Мальцов, кузнец Сидор Угрин.

В завершение немного о поселении. К 1795 году большая часть поселенцев уже жили в своих домах. «Свои дома» было понятием относительным, так как дома тех, кто по каким-то причинам выбывал из Пашии тут же становились своим для кого-то другого. Домов было построено уже больше 260. Не в собственном доме, а «на квартире» жили молодые холостые работники и совсем уж вновь прибывшие. За последующие 15 лет было построено всего несколько десятков домов. Сравнивая данные плана завода со списком жителей 1809 года и перечнем переселенных фамилий невозможно сказать, что в определенных частях поселка жили представители одной местности, одной профессии или приехавшие в один год. Может при начале строительства это и было справедливо, но уже к 1809 году все они достаточно перемешались. Так, в Канабековке в районе нынешней улицы Горького жили переселенцы из сел Верхомулинского и Нижнемулинского, Сергиевского, Нытвенского и Кусье-Александровского заводов, Троицкого острожка. За Вижаем, в районе нынешней Октябрьской улицы представители сел Верхомулинского и Нижнемулинского, Камасинского, Калинского, Беляевского, Сергиевского, а также Троицкого и Кишерского острожков и Чусовских городков. Только за заводским прудом в «Пихтовке» жили в основном выходцы из села Сергиевского, но также были представители Нытвенского завода и сел Калинского, Камасинского, Верхомулинского. Ну, а в центральной, наиболее большой заводской части жили представители всех мест, откуда переселялись жители за все это время.

Кирилл Баранов

Фото: участники переписи в 1939 году и не задумывались о том, что фамилии земляков укоренились в Пашии с 18 века

от steff42

Click to listen highlighted text!