Яндекс.Метрика

Как не пострадать от дикого зверя

Недавний выход медведя на окраину Гремячинска вновь активизировал интерес к тематике встреч человека с этим крупнейшим в нашем крае хищником. Итак, что же делать простому безоружному человеку, скажем грибнику или ягоднику, при случайной встрече с хозяином тайги. Сразу оговоримся, что каких-либо универсальных рекомендаций здесь дать просто невозможно.

Какие мысли возникнут у топтыгина при виде человека, не предугадаешь. К тому же медведь медведю рознь. Матёрый самец, весящий больше 300 кг и привыкший к безусловному доминированию над всеми, или перевозбуждённая самка с медвежатами могут запросто проигнорировать любые ухищрения желающего разойтись миром человека. В то время, как юный, ещё не набравший и центнера живой массы двухлетка в аналогичной ситуации скорее всего поспешит убежать.

Статистика результатов встреч человека с медведями по данным сибирских охотоведов прошлого века даёт следующие цифры. При близком столкновении с людьми, исключая случаи их целенаправленной охоты на медведя и поведение шатунов, более 80% косолапых разворачивались и убегали. В 15% случаев звери, как правило крупные, относились к человеку равнодушно, попросту игнорируя его, реже «пугали» рёвом или имитировали незавершённые ложные атаки. Лишь менее 5% встреч заканчивалось неспровоцированным нападением топтыгина. Причём, далеко не все они приводили к гибели или тяжкому увечью пострадавшего человека. Бывало, что медведь в таких случаях не столько нападал, сколько оборонялся от не совсем понятной ему опасности. Снеся двуногого «врага» с ног одним мощным ударом лапы, или походя «куснув» его, животное не делало никаких попыток добить несчастного, а спокойно отправлялось дальше по своим делам.

Для предотвращения неожиданных близких встреч вот с такими агрессивно-пугливыми особями и существует первая «антимедвежья» рекомендация — ходить по глухим таёжным угодьям хотя бы в паре. Одинокие путешественники встречаются с медведями гораздо чаще, чем людские «двойки», не говоря уже о более многочисленных компаниях. Причина проста. Два человека в любом случае производят заметно больше шума. Нет-нет да и перекинутся парой слов. Один пройдёт мимо треснувшей ветки, второй — случайно наступит, один провалившись в мочажину промолчит, второй — ругнётся, и т.п. Находящийся на отдалении зверь получает возможность заблаговременно услышать их приближение и уйти от кажущегося опасным контакта. Если напарника в лесном походе нет, рекомендуют периодически покрикивать, петь песни, в общем каким-то образом шумно обозначать своё продвижение в угодьях. Такова наиболее очевидная и простая профилактика предотвращения ненужной встречи.

Все остальные широко известные советы относятся к наиболее опасной ситуации, когда медведь явно заранее заметил человека и целенаправленно приближается к нему с неизвестными намерениями. Пробовать здесь, наверное, можно всё: свистеть в свисток или колотить чашкой по котелку, громко кричать и ругать зверя, мять руками пустую банку из под пива (её характерный шорох якобы не нравится медведям), поднять над головой рюкзак или раскинуть руками в стороны широкие полы плаща (то есть резко увеличиться в размерах, став «больше» медведя). Ни в коем случае не бежать и не смотреть косолапому в глаза, воспользоваться для отпугивания зверя пиротехническим факелом или взорвать перед ним петарду, попробовать залезть на ближайшее дерево или забиться в густые кусты… Наконец, — жест полного отчаяния — упасть на землю и притвориться мёртвым.

По свидетельствам очевидцев разных лет все эти действия когда-то кого-то спасали и принуждали того или иного медведя отвернуть в сторону. При этом достоверно определить, что являлось истинной причиной его интереса к человеку и последующего отказа от своих намерений, в каждом конкретном случае, естественно, невозможно.

В дополнение к вышесказанному необходимо заметить, что у нас, на Западном Урале, встречи человека с медведем заканчивались трагически гораздо реже, чем аналогичные контакты, происходившие на просторах Сибири или Дальнего Востока. Во-первых, большинство наших медведей некрупные, так называемые «муравьятники». То есть молодые особи, кормящиеся преимущественно растительной пищей. В уральской тайге сравнительно мало равнодушно-бесстрашных гигантов, подобных дальневосточным косолапым, набирающим огромную массу на легкодоступном калорийном лососе. Во-вторых, что более важно, в относительно густонаселённом Пермском крае медведи часто сталкиваются с людьми и привыкают опасаться их. То есть в популяции топтыгиных возрастает доля инстинктивно «бегущих от человека» особей.

Виктор Семёнов, научный сотрудник, фото Татьяны Варушкиной

от steff42

Click to listen highlighted text!