Яндекс.Метрика

В 1965 году, когда был образован Горно­заводский район, со­стоялись выборы мес­тных партийных и со­ветских руководителей. Кандидатуры на выбор­ные должности предла­гались областными ин­станциями. Тогда это считалось в порядке ве­щей и имело опреде­ленный смысл. Ведь на ключевых постах всё-таки должны были рабо­тать люди, имевшие опыт работы в партий­ных и советских орга­нах.

Варяги по партийной линии

Среди местных жи­телей в то время таких людей не было. В Горнозаводск были направлены Алексей Фе­дорович Швецов, Нико­лай Александрович Бо­ровиков, Зоя Михай­ловна Булдакова, Нико­лай Григорьевич Лоску­тов. Именно эти люди с помощью местного ак­тива создавали район­ную партийную органи­зацию и районный Со­вет депутатов трудя­щихся.

Алексей Федорович Швецов был избран первым секретарем райкома

партии. Он прие­хал из Перми, где ра­ботал инструктором об­кома партии. Прожил в Горнозаводске больше 20 лет и всё это время бессменно работал на своей должности. Вряд ли занимавший пост первого руководителя человек мог нравиться поголовно всем. Однако большинство знавших Алексея Федоровича людей отзывались о нём, как об автори­тетном и уважаемом человеке. Швецов не пользовался какими-то привилегиями, одергивал подчиненных, ко­торые пытались ему льстить, был подчас резковатым, но всегда стремился принять справедливое и в то же время не самое жесткое решение.

Наставник

Первым председате­лем исполкома район­ного Совета депутатов трудящихся стал Нико­лай Григорьевич Лос­кутов. До назначения на должность председате­ля райисполкома он работал первым секре­тарем Чусовского сель­ского райкома партии, в то время в Чусовом были два партийных комитета — городской и сельский. Из четверых приехавших в наш город руководителей Лоску­тов был самым старшим по возрасту. И самым опытным. Вскоре все, кто работал в аппарате райисполкома, убеди­лись, что Николай Гри­горьевич досконально знает работу каждого отдела, прекрасно раз­бирается в бюджете. Так что он стал для всех ру­ководителей отделов наставником. Говорят, он никогда не повышал голоса. Но умел сказать так, что никому и в голо­ву не приходило проиг­норировать какое-то распоряжение или по­ручение. К сожалению, Николай Григорьевич работал председателем райисполкома непро­должительное время — подвело здоровье.

На посту председа­теля райисполкома тогда уже Совета на­родных депутатов Лоскутова сменил Николай Александрович Боро­виков, работавший до этого времени секрета­рем райкома партии. Первое время Николаю Александровичу было нелегко. Ведь он в основном имел опыт руководящей партий­ной, но не хозяйствен­ной работы. Однако Николай Александро­вич умел общаться с людьми, обладал спо­собностью задать пра­вильный тон в разгово­ре с любым человеком. Ко всем, независимо от их социального стату­са, в том числе и к своим подчиненным, относился одинаково кома. Однако многие в то время помнили пес­ню наизусть. И когда пришла пора петь, по­лучился разнобой. Кто-то пел про хмельную чарочку, а кто-то пел то, что было напечатано на бумаге. «Чарочка» оказалась ни то, ни сё.

Победителей не судят

Его сменил Николай Александрович Боровиков. К людям относился ровно и уважительно, не лебезил перед об­ластным начальством и решительно отстаи­вал интересы района.

На этот счет можно привести такой пример. В Горнозаводске строи­лось одно из админис­тративных зданий. Бо­ровиков распорядился, чтобы оно было не двухэтажным, как пре­дусматривалось проек­том, а трехэтажным. Потому что всем было ясно: места в новом помещении будет явно мало. Когда началось строительство третьего этажа, о творящемся в Горнозаводске «безоб­разии» узнало облас­тное начальство. И оттуда поступило рас­поряжение: начатую кирпичную кладку тре­тьего этажа немедлен­но разобрать. А Бо­ровиков распорядился иначе: стройку форси­ровать и быстрее под­вести под крышу. Пред­седатель райисполко­ма, конечно же, схлопо­тал себе немало не­приятностей. Но в кон­це концов ему удалось доказать, что разби­рать третий этаж уже поздно. Здание было почти готово. А победи­телей, как известно, не судят.

Ода о неполной чарочке

Зоя Михайловна Булдакова больше 10 лет работала вторым сек­ретарём райкома партии и была ответственной за идеологическую работу.  Чрезвычайно активная и энергичная женщина, она пунктуально отно­силась к исполнению своих обязанностей, име­ла собственное пред­ставление о партийных идеалах, полагая, что реальная жизнь должна непременно им соотве­тствовать. Подчас пар­тийная «святость» пре­восходила мыслимые пределы. Когда отмеча­лось 30-летие Победы, работники райкома пар­тии решили поздравить с юбилеем участника войны первого секретаря райкома Алексея Фёдо­ровича Швецова. По «сценарию» было заду­мано спеть несколько песен. В том числе песню со словами «Эй, встречай, крепче обни­май, чарочку хмельную полнее наливай!». А в то время в СССР разверну­лась очередная кампания. И заменила строч­ку «чарочку хмельную полнее наливай» дру­гими словами. Отре­дактированный глав­ным районным идеоло­гом текст песни был на­печатан на машинке, размножен и роздан всем работникам райкома.

Эпилог Можно по-разному относиться к этим людям, пытаться давать им характеристики с позиций сегодняшнего дня. Вот только вряд ли наши оценки могут претендовать на точность и объективность. Ведь мы живём в совершенно иное время. И пока не можем понять, как восклицал живший в революционную эпоху Сергей Есенин: «куда несёт нас рок событий». И если задуматься, невольно напрашивается мысль: «А не лучше служить, пусть даже ошибочной идее, чем не иметь вообще никакой идеологии?». Советский период нашей страны, как ни крути, был всё же ознаменован большими свершениями.

Владимир Верхоланцев

Click to listen highlighted text!