Яндекс.Метрика

ШКОЛА: ШАГ ДЛИНОЮ В ЦЕЛЫЙ ВЕК

Педагогическое училище Лидия Федоровна Горбунова окончила в 1957 году. Учебу начинала в городе Ирбите Свердловской области, а завершала в Красноуфимске, куда перевели учебное заведение. Там же в Свердловской области начинала свой педагогический трудовой путь после обязательного в те годы распределения. А распределили новоиспеченного педагога в деревню Ново-Северная Синячихинского района.

Унылая картина предстала перед глазами молодой учительницы. В деревне нет ни электричества, ни радио. Однокомплектная школа, которую посещали девятнадцать учеников — с первого по четвертый класс. Здесь предстояло ей быть и директором, и педагогом, и завхозом, и истопником. Впрочем, бытовые трудности Лидию не пугали. Ведь она выросла в Теплой Горе, где такие же печи, такие же колодцы. А за пять лет, что проучительствовала она в Ново-Северной, и другие полезные навыки обрела. Хозяева, у которых она жилье снимала, скотину держали. Так что юная учительница и корову доить научилось. Вдруг да пригодится в жизни.

В этой деревне она узнала, что такое двенадцатилинейная лампа. Именно такими освещались школьные классы. Керосиновая лампа с фитилем, ширина которого измерялась на старый, дореволюционный манер — в дюймах. Линия — это одна десятая дюйма (2, 54 мм). Такой вот свет знаний с ароматом керосина…

Скучно в деревне Ново-Северной долгими зимними вечерами. Жители ее люди все возрастные. Из молодежи всего один ровесник. То ли дело на станции, что в восьми километрах. Там и школа-восьмилетка, и клуб, и молодые педагоги, с которыми Лидия вскоре подружилась. По своим школьным делам она частенько бывала на станции. Приходилось и в райцентр Синячиху ездить — за учебниками, за зарплатой. Каждая такая поездка дорогого стоила — дорога больно уж извилистая была. Зато потом, когда деревню вместе с Синячихой передали в Алапаевский район, ездить в новый райцентр стало гораздо проще.

Между такими поездками Лидия жизнь своей деревенской школы налаживала. Ее ведь, когда она только приехала, никто в школе и не встретил. Свою предшественницу на учительском посту она в глаза не видела. Та, видать, отработала положенный после распределения срок и уехала со спокойной душой, не передав хозяйство.

Через пять лет и Лидия покинет деревню Ново-Северную — вернется домой, в Теплую Гору. А пока ей предстояло вдохнуть в школу новую жизнь. Да и не только в школу, как потом выяснится.

Не было в то время в деревне ни клуба, ни библиотеки. Вся культурная жизнь в школе сосредоточилась. Там праздники устраивали, на которые все жители собирались. Жизнь школьников молодая учительница тоже старалась поинтереснее сделать — водила их в походы.

За все пять лет, что провела Лидия в деревне, никто ни разу не проверил, как справляется она со своими учительскими обязанностями. В работе она себя сама контролировала. К самодисциплине еще в семье приучена была.

Так в трудах и заботах пролетели пять лет обязательной отработки. К тому времени Лидия выпустила окончивших четыре класса учеников. В школе оставалось одиннадцать ребятишек. И пополнения не предвиделось. Хирела деревенская школа…

В родной Теплой Горе, куда вернулась молодая, но уже опытная учительница, шла совсем другая жизнь. Ей дали пятый класс, и она начала преподавать русский язык с литературой. А еще — музыку. В педагогическом-то училище она вторую специальность получила. По классу мандолины.

Через четыре года после возвращения она уже была учителем начальных классов. Жизнь в Теплой Горе тогда кипела. В школе было тысяча двести учеников! Размещалась она в двух зданиях. Учились дети в три смены.

Поселок рос. Строился эмальцех литейно-механического завода. Приезжали новые люди. Один из приезжих специалистов стал мужем Лидии Федоровны.

В 1964 году теплогорская школа переехала в новое, только что построенное здание. Учиться стали в две смены. В те годы в начальных классах было столько учеников, что пришлось учреждать специальную должность — завуч начальной школы. Эту работу предложили Лидии Федоровне.

Прошло десять лет. За это время Лидия Федоровна заочно окончила Пермский педагогический институт. А после получения диплома возглавила школьный коллектив.

Сорок пять лет педагогического стажа набралось у Лидии Федоровны. И после выхода на заслуженный отдых она не оставляла любимого дела. Подменяла педагогов теплогорской спецшколы, когда те уходили на сессии. Да и в поселковом совете ветеранов для нее всегда находилась работа, с которой она легко справлялась.

В районном управлении образования ее не хотели отпускать на пенсию. Таких директоров, мол, поискать еще надо. Всё ей по плечу. Потому, наверное, что в самом начале своей трудовой жизни она такие трудности преодолевала, по сравнению с которыми все остальные — пустяки.

Сорок пять лет несла Лидия Федоровная Горбунова свет знаний своим ученикам. Свет, зажженный в начале шестидесятых от керосиновой двенадцатилинейной лампы.

Алексей ЯКИМОВ

от steff42

Click to listen highlighted text!