К СЧАСТЬЮ — ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ…
Война срывала людей с родных мест, бросала их в чужие края. Распорядилась она и судьбой Алевтины Васильевны Коневой. Летом сорок первого вздумалось главе семейства отправиться на новое место жительства в поисках лучшей доли. Известие о начале войны застало семью на станции Котельнич…
Движение пассажирских поездов в западном направлении было прекращено. Осталась одна дорога — на восток. Так доехали до Перми. Однако в Перми невольных беженцев разместить было негде и поезд покатил дальше — в Чусовой. Небольшой уральский городок и стал для Алевтины второй родиной.
До конца лета жили в палатках. Родители устроились на работу — отец на конюшню, а мать — на строительство Чусовского завода. Строили производственные здания, бараки для рабочих. Осенью семья Алевтины получила квартиру в двухэтажном доме.
Отец в те годы был уже не молод. Пять раз призывали его на фронт и пять раз возвращали обратно. В отличие от многих он был образованным человеком и в силу этого учил подростков плотницкому ремеслу. Война войной, но о воспитании молодого поколения забывать не надо. Так что и в глубоком тылу дел хватало — родители, как вспоминает Алевтина Васильевна, уходили на работу рано утром, а возвращались поздно вечером.
Там, в Чусовом, окончила она десятилетку. Оттуда уехала в Пермь, поступив на физико-математический факультет университета. К окончанию школы она твердо решила стать учителем.
И вот позади четыре году учебы в университете. По распределению приехала новоиспеченная учительница в Сараны. Здесь она должна была отработать положенные по закону два года, а потом — как захочет.
Она захотела в Саранах остаться. Приглянулся ей уральский поселок. Здесь она через два года после учебы замуж вышла. Муж в Сараны тоже по распределению приехал из Кировской области. Шахта в те годы процветала, работы было много.
Молодая семья получила от шахты шикарное жилье в двухквартирном доме, выстроенном для директора предприятия и главного инженера. В этом посодействовал директор сарановской школы Прокопий Иванович Шилов. Очень уж ему хотелось, чтобы молодая учительница осталась в поселке. С директором шахты Прокопий Иванович дружил, и как-то в разговоре узнал, что квартира главного инженера освободилась. Так Алевтина Васильевна с мужем и новоселье справили.
-Однажды директор пришел ко мне на урок, — вспоминает Алевтина Васильевна. — Сел на заднюю парту. Я его и не заметила поначалу. В тот день мне немного нездоровилось и чтобы облегчить себе жизнь, начала спрашивать парней — они по математике лучше девчонок учились. Вызвала Рафиала Сафина. Тот вышел к доске и как начал отвечать. Задачу решает, объясняет подробно свои действия. Совсем как я, когда урок веду. Поняла, почему мальчишка так старается, когда наконец заметила директора за задней партой. Виду не подала, но продолжила свою линию гнуть — вызвала к доске второго, третьего парня. После звонка Прокопий Иванович вышел со мной в коридор, похвалил и… предложил поработать завучем.
Согласилась она на предложение директора не сразу — долго еще работала учителем, набиралась опыта. Потом все-таки завучем три года отработала. До того момента, когда ей предложили возглавить школьный коллектив.
-Уговорили меня хоть годик директором поработать, — вспоминает Алевтина Васильевна. — Поработала. Ничего, правда, не поняла в новой должности, но старалась все делать аккуратно.
Вместо одного года она была директором десять лет. Говорит, что легко работалось — коллектив в школе хороший был.
-Никогда не возникало желания уехать из Саранов, — говорит Алевтина Васильевна. — Куда ехать? Тут семья, дом, хозяйство. У нас огород огромный. Живности полный двор. Бывали годы — до сотни кур держали. Да и в поселке было все, что нужно для жизни. У меня трое детей — всех троих в сарановской больнице родила. Это теперь за медицинской помощью куда-то далеко ехать надо…
Дети по стопам матери не пошли. Хотя в семье учитель появился. Сноха Ольга — педагог сарановской школы. Зато три внучки в бабушку пошли — учительское образование получили. Елена, Виолетта и Татьяна. Татьяна, кстати, этой осенью стала победительницей в краевом конкурсе «Учитель года».
У самой Алевтины Васильевны профессиональных наград много. За пятьдесят три года учительского труда солидная стопа грамот и дипломов. Есть знак «Отличник народного просвещения».
Есть награды и от шахтного руководства. В прежние годы на производственные совещания шахтеры обязательно директора школы приглашали. Чтобы из первых уст узнать, какая помощь школе нужна. И всё это в производственные планы закладывалось.
-Раньше всё по-другому было, — говорит Алевтина Васильевна. — У нас в школе даже лошадь была. Огород большой держали…
Времена меняются. Жизнь на месте не стоит. И хорошо, если жизнь эта счастливо складывается. У Алевтины Васильевны Коневой именно так. У нее большая, благополучная семья — трое детей, девять внуков, четырнадцать правнуков, да скоро пятнадцатый на свет появится. Старшая правнучка уже в университете учится. Так что быть Алевтине Васильевна в ближайшие годы прапрабабушкой.
А кроме своих у нее и неродных детей полно — учеников, многие из которых уже сами на пенсии. Помнят свою учительницу, навещают, когда в родном поселке собираются, пишут, звонят.
Один из любимых классов ей картину подарил — репродукцию полотна Федора Решетникова «Опять двойка». А на обратной стороне — дарственная надпись с ошибкой: «Алефтине Васильевне…» Красным фломастером буква «ф» в имени исправлена на «в». И внизу тоже красным — учительское резюме: «Двоечники!» Хотя, у бывших ее повзрослевших учеников в жизни больше отличных оценок. Они ведь уроки Алевтины Васильевны хорошо усвоили.
Алексей ЯКИМОВ
Фото автора
На снимке: Алевтина Васильевна Конева с подарком от любимых учеников