Яндекс.Метрика

ТВОРЧЕСТВО МАРИНЫ КОЛЧАНОВОЙ

В конце октября в Горнозаводском краеведческом музее им. Старостина открылась новая выставка «Территория женщины». Она посвящена будуарным авторским куклам, которые создавались в рамках проекта Пермского музея кукол «Кукла для Непреклонного возраста». Автором проекта стала директор Пермского музея кукол Ольга Боданова. Более сорока кукол создали участницы из четырех городов: Перми, Лысьвы, Соликамска и Горнозаводска. Одной из участниц проекта стала наша землячка Марина Колчанова.

-Марина Мукадесовна, мы знаем, что в Горнозаводске, вы как кукольный мастер популярны давно, расскажите, когда все началось?

Да, делаю кукол я давно. Я не люблю банальные подарки, мне нравится дарить людям что-то оригинальное. Считаю, что куклы – это как раз и есть такой оригинальный подарок. Первые куклы у меня появились еще в начале 2000-х, и это были капроновые куклы из нейлоновых чулков. Попробовала создать их и мне понравилось, после я ушла в это дело, что называется, с головой. Освоила другие техники изготовления кукол. Когда в доме появился компьютер и интернет, я начала смотреть разные мастер-классы по этой теме. Если нахожу интересную технику, пробую, и если мне нравится, продолжаю в ней работать. Вот, например, зайцев-неразлучников делала, по ним техника мне не подошла, не по душе показалась, и я больше не берусь по ней что-либо изготавливать.

-Неужели так много разных техник? В каких вам больше всего нравится работать?

-Больше всего мне нравится работать с материалом фимо. Сейчас у меня интерес возник к шарнирным куклам, эту технику изучать начала недавно. Захватывает. Вот парочка уже готова, мальчик и девочка, одежду осталось сшить. Это первые куклы, которые я создала в этой технике. Четыре года назад я случайно наткнулась на онлайн мастер-классы по куклам-оберегам. С ними совсем другая история. По ним отдельный рассказ должен быть. Куклы-обереги помогают нам, они лечат, защищают, приносят мир. Например, кукла-рябина хранит семейный очаг. Птица-счастья — это кукла рода. Такие куклы изготавливают только под заказ. В них часто присутствует славянская символика, с символами нужно быть осторожными. Еще я делаю по особой авторской методике медведей Тедди. Классные медвежата получаются. Знаю технику сухого валяния. Как-то под Новый год подготовила много маленьких валенок для людей на подарки. С ними исполняются желания. В валеночек кладется монетка, либо семечки или зернышки, и нашептывается желание. Через какое-то время отслеживают, сбылось ли. Если не сбылось, то повторно нашептываем. Кроме обычной шарнирной куклы, научилась делать еще бумажную шарнирную куклу. Тоже интересная и простая техника. Еще я раньше не умела вышивать крестиком, научилась, и сейчас этот навык применяю при создании костюмов к своим куклам.

-Да, видела ваши костюмы. Все сделано с детальной точностью. Как вы создаете образы кукол, и костюмы к ним придумываете?

-Рисовать я не умею вообще. Но я понимаю, что без наброска в этом деле никуда. Участвуя в проекте «Кукла для НЕпреклонного возраста» я узнала, как правильно создается авторская кукла. Сначала придумываем идею, затем рисуется макет будущей куклы, учитываем все пропорции, и головы, и тела, и рук, и ног. Потом поэтапно лепим все эти части тела. Материал LaDoll быстро твердеет, шлифуем, красим, рисуем лицо, приклеиваем волосы. Остается придумать костюм. Я смотрю на лицо получившейся куклы, и начинаю придумывать наряд. За годы моего творчества у меня уже накопилось много различных лоскутов тканей. Но бывает так, что к определенному образу приходится докупать новую ткань и аксессуары, которые я тоже отдельно приобретаю в специализированных магазинах. Подобные мелкие детали в виде аксессуаров добавляют образу «изюминку». На проекте нам рассказывали, что к каждой кукле должен быть изготовлен паспорт и коробочка, в которой она может храниться, перевозится, или кому-то презентоваться.

-Ваши куклы — это же произведение искусства. Сколько времени вы тратите на создание одной куклы?

-Месяц, не меньше. Это же трудоемкий процесс. Мне даже друзья специальный прибор подарили — ювелирные очки, которые помогают выполнить кропотливую работу. Еще у меня такая фишка — я всегда делаю пару кукол, и мальчика и девочку. Одинокими они не должны быть. Так я могу еще больше времени затратить за создание пары.

-Смотрю на лица ваших кукол, мне кажутся они живыми. Как у вас это получается?

-Я делаю лицо по фотографиям. Допустим, мне нужна какая-то эмоция, я смотрю фотографии, без разницы детей или стариков. В итоге результат для меня самой иногда оказывается неожиданным. Я люблю своих кукол. Они для меня все живые, как люди. Часть души художника начинает жить в его произведениях. Поэтому и говорят, что куклы похожи на своих хозяев. Хотя я считаю, что это применительно не только к образам кукол, но и ко всем видам изобразительного творчества.

В МУЗЕЕ ОТКРЫТА ВЫСТАВКА КУКОЛ


Познакомиться с куклами Марины Колчановой и куклами других участниц проекта «Кукла для непреклонного возраста» можно до 10 декабря в выставочном зале музея имени М.П. Старостина.


Автором проекта «Кукла для Непреклонного возраста» стала директор Пермского музея кукол Ольга Боданова. Более сорока кукол создали участницы из Перми, Лысьвы, Соликамска и Горнозаводска.
Заходишь на выставку, и словно попадаешь в забавный кукольны мир. Тут и веселый Петрушка, и оперная дива, и знатные дворянки, и фотограф Жан, и осенняя красавица. На соседней витрине расположились кукольные гости из других стран: грузины, узбеки, нанайка.
На выставке представлены не все куклы, которые были созданы в рамках проекта. Некоторые уже успели обрести своих хозяев, поскольку были куплены. Самой дорогой куклой стала романтичная Таша Марины Колчановой. Ее продали на благотворительном аукционе в поддержку фондов «Дедморозим», «Береиня» и фонда Константина Хабенского за 100 000 рублей.

Елена ВОСКРЕСЕНСКАЯ

Фото автора

Фотографии с выставки кукол «Территория женщины», созданных в рамках проекта «Кукла для НЕпреклонного возраста»

Фоторепортаж Елены Воскресенской

от steff42

Click to listen highlighted text!