Яндекс.Метрика

235 ЛЕТ СО ВРЕМЕНИ ВВОДА В ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЙ ДОМЕННОЙ «ФАБРИКИ» АРХАНГЕЛО-ПАШИЙСКОГО ЗАВОДА

Начало рассказа тут по ссылке

ЗАВОД НА СВЕТЛОЙ РЕКЕ

В древности земли, но которых мы сейчас живём, населяли предки коренных народов Урала — коми-пермяков и манси (вогул). От этих народностей и до наших дней сохранилось немало названий речек, урочищ, гор и камней.
«Пашия» в переводе с мансийского языка означает «светлая река», «светлая вода». Словом «пош», «паш» в древности называли свёртки берёсты, которые служили источником света при ночной рыбалке, их крепили к лодке. Слово «я» на мансийском языке означает «вода, река». Тогда в вольном переводе «паши»- свет, «я» — река. Пашия – «Светлая река».

23 ноября 1786 года Архангело-Пашийский завод был введён в действие с одной доменной печью. Доверенный князя Голицына Иван Воронин в рапорте от 16 декабря 1786 года в Казённую палату Пермского наместничества писал: «… домна оная для выплавки железного чугуна минувшего ноября 23-го числа в действие пущена и с того времени оной завод по воле их сиятельств для всегдашнего в делах употребления именован Архангело-Пашийским…».

В конце 1787 года была введена в действие вторая доменная печь. В 1818 году выстроена третья печь. С тремя доменными печами завод работал до 1888 года. Первая доменная печь Архангело-Пашийского завода имела наибольшую высоту из всех доменных печей Урала того времени. Внутренняя кладка печей производилась из горнового камня – песчаника. Камень добывался сначала на устье реки Вижай, а потом в верховьях притока Вижая речки Журавлик в 6 верстах от завода. Затем вместо горнового камня для кладки стали использовать огнеупорный кирпич, который изготовляли тут же на заводе.


Сырье для Архангело-Пашийского завода поставляли близлежащие рудники. Уже в 1786 году к заводу было приписано 58 рудников. В 1796 году углежогом Иваном Зыковым был заявлен рудник Зыковский. В начале 19-го века открыт самый крупный рудник – Сергиевский, названный по имени тогдашнего хозяина завода Сергия Михайловича Голицына. Располагался он в 8 км. от завода, неподалеку от устья речки Тесовой. Разрабатывались эти два рудника более ста лет. Добыча руд на небольших рудниках производилась в крайне тяжелых условиях, так называемым старательским способом. Артель рудокопов состояла, как правило, из 4-8 человек. Работы продолжались до тех пор, пока поступающую в рудник воду можно было отливать бадьей. А когда шахту заливало, рудник забрасывали.


Архангело-Пашийский завод с первого дня своего существования был предназначен к производству чугуна, который перерабатывался в железо на Нытвенском заводе. Но железо находило хороший сбыт, на него были высокие продажные цены. Всё это побудило Голицыных к расширению железоделательного производства как на Нытвенском, так и на Архангело-Пашийском заводах.


Для переработки чугуна в железо на реке Пашии в трёх верстах выше основного пруда, в 1840 году строится новый завод. Сначала он получил название Верхний, а в 1857 году был переименован в Михайловский по имени тогдашнего хозяина Михаила Александровича Голицына — внука первого владельца Пашийского завода. У завода появился посёлок мастеровых и крестьян, но постепенно производство железа на заводах свёртывается и в 1876 году Михайловский завод закрывается.


Кроме цехов основного производства на Архангело-Пашийском заводе действовали и вспомогательные «фабрики» Н.С. Попов писал, в 1797 году: «…из прочих заведений заметить надобно: подшвенную (т.е. с водяными колёсами подливного действия) пильную на реке Вижае о двух рамах, мельницу; три сарая для поклажи углю и лесных припасов; кирпичный сарай с двумя обжигательными печами; кузницу о 8 горнах; 5 амбаров для хранения железа, хлеба и харчевых припасов…».


В 1825 году «пильная мельница» была расширена до лесопильной «фабрики», выпускавшей пиленые доски не только для собственныых нужд, но и на продажу, а кузница в 1839 году преобразуется в шпикарную «фабрику» по производству кованых гвоздей. Для изготовления хозяйственных инструментов на продажу устраивается слесарная «фабрика» и кузница на четыре горна. Отливались на заводе и чугунные «припасы» — бомбы, ядра, гранаты, картечь.
В небольших количествах делалось на Архангело-Пашийском заводе и художественное литье. В Свято-Троицкой церкви, построенной в 1791 году, в нижнем этаже здания и портале пол был уложен чугунными плитами с художественным рифлением. С таким же рифлением были и ступени лестницы на второй этаж церкви. С художественным орнаментом были отлиты чугунные четырехметровые колонны портала и колонны садовой решётки.


С прекращением железоделательного производства было свернуто производство гвоздей и инструментов, а увеличение вырубки леса для пережога на уголь привело к прекращению работы и лесопильной «фабрики». К 1878 году Архангело-Пашийский завод остается только с доменным производством. Весь чугун для передела в железо отправляется на Нытвенский завод. Производительность завода падает, выпуск чугуна сокращается, хозяева завода не вкладывают средства в его реконструкцию. Завод работал на износ и приходил в упадок.


НОВЫЕ ХОЗЯЕВА ЗАВОДА


К концу 19-го века многие старые уральские заводы оказались на грани закрытия. В это время на юге России вырастает новый промышленный район, где на металлургических заводах, оснащенных более современной техникой, вырабатывались более дешевые чугун, сталь, рельсы, железо. Конкурировать с которыми небольшим старым уральским заводам становилось уже не под силу.


Поэтому многие заводовладельцы вынуждены были сдавать свои заводы в аренду иностранцам, которые к этому времени активно осваивали российский рынок. Так поступил и Сергей Михайлович Голицын – последний хозяин Пашийского завода. 28 мая 1879 год он передаёт Архангело-Пашийский и Нытвенский заводы вместе с землями, лесами, недрами, действующими и недействующими рудниками «Франко-русскому Уральскому акционерному обществу» сроком на сорок лет.


Получив в своё распоряжение громадную вотчину, новые хозяева уже в 1880 году приступают к реконструкции заводов, и закладывают близ железнодорожной станции Чусовская, на правом берегу реки Чусовой, новый железоделательный завод.
После финансового краха «Франко-Русского общества» все его имущество в 1883-84 годах перешло во владение «Камского акционерного общества», капитал которого тоже находился во Франции.


Главное управление всеми заводами Нытвенским, Архангело-Пашийским и Чусовским основывается на Чусовском заводе. Управляющими заводами назначаются в основном иностранные специалисты. В1883 году в Архангело-Пашийский завод приезжает новый директор француз инженер А.Ю. Иллеро и управляющий заводом поляк К.Ю. Черневский с этого времени и до национализации завода в 1918 году руководили заводом исключительно иностранцы.


Французы вкладывают большие средства в реконструкцию завода, был проведён ремонт доменных печей, и в 1888 году рядом с третьей доменной печью строится четвёртая. Реконструкция доменного производства привела к значительному увеличению выплавки чугуна. Его направляют для переделки в железо на Чусовской и Нытвенский заводы. Поначалу по-старому — гужом и сплавом, а с 1893 года – по железной дороге. Для этого от завода до станции Пашия была проложена узкоколейная железная дорога сначала с конной тягой, а с марта 1913 года, после установки нового моста через Вижай, на станцию Пашия пошли первые узкоколейные паровозы.


Коренной реконструкции подверглось и рудное хозяйство завода. По описи того времени в Пашийской даче числилось 85 рудников и приисков: золотых россыпей – 2, серебросодержащих – 8, хромистого железняка (Сарановский прииск) – 1, каменноугольных – 1, железных – 73. С 1905 года все мелкие рудники были заброшены кроме Сарановского, Зыковского и Сергиевского. На этих рудниках закладываются новые более глубокие шахты, и проводится механизация всех рудничных работ. В 1908 году Сергиевский рудник соединяется с рудным двором доменного цеха воздушно-канатной дорогой протяженностью около восьми вёрст. Именно на Сергиевском руднике появилось первое электрическое освещение. С 1906 по 1911 год рудник Зыковский соединяется с заводом узкоколейной железной дорогой, и руда, уголь к домнам подается паровозами в специальных саморазгружающихся вагонах. Все это привело к значительному увеличению добычи руды и угля.


Увеличение выплавки чугуна потребовало и увеличения выжига древесного угля. Кучное углежжение уже не могло обеспечить потребности доменных печей в угле. Начиная с 1884 года, основным способом получения древесного угля стало печное углежжение. На территории завода (на левом берегу реки Вижай, где сейчас стоят литейный, помольный и ремонтно-механический цеха) и вблизи завода на правом берегу, в верховьях пруда, на реке Пашия устраиваются четыре углевыжигательных «заведения» с общим числом в 152 печи. Первое из них было названо в честь тогдашнего директора завода А.Ю. Иллеро и очень долго потом эти печи так и назывались «иллеровские». Остальные же носили названия урочищ, где они располагались: Пихтовское, Сысоевское, Васильевское. Кроме того, 70 углевыжигательных печей было установлено на расстоянии 8-12 вёрст от завода (Калаповское, Суходольское, Тесовское, Каменное, Шабурихинское и др.). Дрова к углежжениям сплавлялись с верхних куреней по рекам Вижай и Пашия и мелким речкам. У завода, на Вижае, сплавляемые дрова задерживались мостами-заплавнями, а на пруду наплавными бонами и выгружались на берег элеваторами с конным приводом, а чаще вручную.


С 1912 по 1915 годы была продолжена укладка узкоколейной железной дороги от рудника Зыковского до реки Вильва (15 км.) и здесь было устроено еще два углежжения – Боровухинское на 10-12 печей и Вильвенское на 68 печей. К 1917 году для доменных печей завода действовало 395 углевыжигательных печей.


К началу 20 века в горной промышленности Урала начался затяжной кризис, упадок производства. В том числе и на заводах Чусовского горного округа. Прежде всего это сказывалось на экономическом положении не только рабочих заводов и рудников, но и всего населения. Отдельные заводы закрывались, на других производство сокращалось и шло массовое увольнение рабочих.


На Архангело-Пашийском заводе выплавка чугуна сократилась. Сократилось и число занятых на заводе рабочих. Если в 1906 году на заводе и рудниках работало 659 человек, то в 1909 году осталось 509 человек.
Мастеровые и крестьяне тех заводов, которые оказались закрытыми, бросали свои дома и переселялись на соседние действующие заводы. Так в Пашии за счет переселенцев население увеличилось с 2922 человек в 1881 году до 4351 человек в 1904 году. Это привело, прежде всего, к массовой безработице и ухудшению жизни всего населения.


В 1916-1917 годах производительность завода систематически падала. Причиной этого была не только империалистическая война и связанный с ней недостаток рабочих, недостаток дров, руды, угля для доменных печей. Но и действия заводской администрации, которая не приняла новую власть, надеялась на возврат старых порядков. Из трех доменных печей работала только одна, но и для нее не хватало топлива.


Вкладывая значительные средства в строительство Чусовского завода и в реконструкцию Нытвенского и Архангело-Пашийского заводов, французские капиталисты получали большие прибыли, поэтому были заинтересованы в продлении договора аренды. В 1898 году 21 августа Камским акционерным обществом (КАО) был заключен с князем С.М. Голицыным дополнительный договор, по которому срок аренды был определён в 36 лет, включая со времени законного признания КАО в России – с 15 июня 1884 года, т.е. до 15 июня 1920 года. В этом же договоре был продолжен срок аренды еще на 14 лет — по 1934 год включительно. Согласно, указанного выше договора, князь Голицын обязался по истечению 36-летнего срока, продолжить еще на 14 лет аренду своих имений. По договору получалось, что французские акционеры могли пользоваться заводами, рудниками, лесами до 1948 года. С.М. Голицын постоянно жил во Франции, владел частью акций и в дела арендаторов не вмешивался. Но в Российской империи начинались большие перемены.


Наступил 1917 год. Революционные события изменили и разделили и историю страны, и историю развития Пашийского завода. Весной 1918 года последнего управляющего Архангело-Пашийским заводом поляка О.И. Подлесского молодые заводские рабочие усадили в тачку, надели на его лакированные ботинки лапти и выкатили с завода.
Так начиналась новая история старого уральского завода.

Валентина ЧУВЫЗГАЛОВА

Фото из архива Пашийской библиотеки

от steff42

Click to listen highlighted text!