Яндекс.Метрика

С 1996 ГОДА В ДК ИМЕНИ Л.И. БЭРА СУЩЕСТВУЕТ МУЖСКОЙ ВОКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ «УРАЛЬЦЫ»

Есть в Горнозаводске вокальный коллектив, уникальный своим составом. В отличие от многих других ансамблей, в «Уральцах» поют преимущественно мужчины. В этом году коллектив Юрия Малькензона отметил 25-летний юбилей. Это стало поводом пообщаться с художественным руководителем коллектива.


АРТИСТЫ ИЗ НАРОДА

-Юрий Николаевич, в этом году вашим «Уральцам» исполнилось четверть века. В чем секрет долголетия вашего коллектива?

-Мы образовали коллектив «Уральцы» в 1996 году, и вот уже более 25-ти лет он существует. Из того первого состава у нас до сих пор поют пятеро мужчин и две женщины. Мы часто говорим, что коллектив мужской, но у нас есть и четыре женщины. Женщины в мужском коллективе нужны не только для украшения, но и для добавления мягкого женского тембра. Смена состава, конечно, идет. По разным причинам солисты уходят, но очень хорошо, что к нам и приходят новые желающие петь. У нас в коллективе есть один молодой парень, ему 16 лет. Нашел я его случайно. Услышал на улице пение мальчишки с гитарой. Пообщался с ним и пригласил на свои занятия. Он очень любит петь под гитару, сам себе аккомпанирует и поет, в основном в его репертуаре бардовское творчество. Я стал с ним заниматься, ставить ему голос, и пригласил в «Уральцы».

-Сколько человек сегодня в составе вашего коллектива?

-Четырнадцать человек, и размах по возрасту тоже большой — от 16 до 73 лет. Да, сложно сейчас привлекать людей к занятиям музыкой и пением. В современном обществе все увлечены другими вещами. Я не знаю, как мои солисты проводят свое время вне занятий, но знаю, что три дня в неделю они точно занимаются в коллективе. И занимаются вокалом они с удовольствием, у всех глаза горят! Если говорить про тональность «Уральцев», то в коллективе присутствует в основном двухголосие. Иногда присутствуют элементы трехголосия за счет подголосков, но это редко. Основа — это два голоса и хороший унисон. Унисон – это когда все поют одну и ту же мелодию. Двухголосие – это когда первый основную мелодию ведет, второй голос дополняет. У меня ближе к академическому пению, не народному. У меня в коллективе есть и теноры, и баритоны.

-У вас есть участники с музыкальным или вокальным образованием?

-Нет, таких нет. В основном люди пенсионного возраста, работники медицины, детского сада, заводчане и другие горожане. Александр Пепеляев раньше возглавлял отдел спорта. Рамзиль Гильманов, самый молодой солист, занимается уже более 10 лет, когда-то пришел совсем «зеленым», а теперь уже солирует. Сергей Фетисов занимался фотографией. Музыкальных работников у меня нет, с музыкальным образованием тоже нет. Было бы здорово, если были или пришли новенькие профессиональные исполнители.

ПЕСНИ ОБЩИЕ И ЛИЧНЫЕ

-Каков ваш основной репертуар и какие музыкальные инструменты используете для аккомпанемента?

-Репертуар у нас разный. Это и хорошие песни прошлых лет, и современные композиции в динамичном ритме. Я владею тремя музыкальными инструментами — это аккордеон, фортепьяно и фонотека (фонограмма). Коллективы занимаются под фонограмму. Сейчас у меня фонограмма и фортепьянная музыка. Фортепьяно для разучивания, для того чтобы расписывать мелодии по нотам, а затем из этой канвы делаю партитуру. Этим я очень много занимаюсь. Сам композитор и поэт, сам пишу много.

-Как вы подбираете песни для коллектива?

-Я человек хоть и возрастной, а современными технологиями пользуюсь активно. Много песен нахожу в Интернете. В начале сезона каждому участнику коллектива представлю 10 песен на выбор. Он или она вбирает пять или шесть композиций, которые прорабатываем и исполняем в течение сезона.


Песенному подбору я отдают много времени. Это позволяет не только определиться с репертуаром, но и повысить уровень личных знаний о музыке и технике исполнении. Я как руководитель должен обладать этими знаниями, чтобы своим подопечным растолковать все достаточно понятно и доступно. Очень часто мы делаем тематические подборки. К примеру, исполняем в рамках одной программы песни из советских кинофильмов или песни разных народов. Кстати, иногда поем и песни моего сочинения, музыку к ним тоже сочиняю я.

-Можете назвать композиции, которые исполняются в этом сезоне?

-Главное — тональность, чтобы композиции были подобраны идеально для каждого исполнителя. Как уже говорил, есть общие песни, которые исполняем коллективом, а есть сольные. Песни «Лада», «А у нас во дворе есть девчонка одна», «Отговорила роща золотая». Солист Пепеляев исполняет «Все, что в жизни есть у меня», «Белое платье», «Белый пух тополей» — это совершенно современные песни. Также в его репертуаре у нас есть композиции «Все для тебя», «Не грусти, калина», «Ты меня забыла», «Малиновка». Это тоже песни сегодняшних дней. У солиста Фетисова тоже все современные песни, он у нас квалифицируется, как шансонье, у него весь репертуар шансонный.

-Юрий Николаевич, как организуете выступления в сегодняшний непростой период?

-Наши солисты выступают на различных мероприятиях. К примеру, на открытие последней выставки картин Александр Пепеляев исполнил свои композиции. Я всегда составляю план мероприятий. У меня работает два клуба – клуб по интересам и семейный клуб. Например, в клубе по интересам запланированы встреча с работником полиции, выступление лучшего ученика по классу фортепьяно из музыкальной школы, также запланирована встреча с батюшкой, так как у меня в коллективах есть верующие люди. По семейному клубу мы проводим, как правило, корпоративные встречи. Например, вместе встречаем Новый год. Еще есть такая форма, как мини-концерт. Солисты выступают перед коллективами. Все песни, которые рождаются, премьеры сначала своим коллективам.У солистов много песен в личном репертуаре.


ПРО МАЭСТРО

-Вы рассказали о коллективах, но без вас их деятельности бы не было. Расскажите немного о себе.

-Моя бабушка родила 22 ребенка. Было это еще до Великой Отечественно войны. После войны в живых из детей остались 16 человек. Сама бабушка прожила целый век – 100 лет! Сами понимаете, что семья у нас всегда была очень большая. Считали как-то, оказалось, нас почти полтысячи – 500 человек. Многие у нас были спортсменами и музыкантами. В семье были свои футбольная, баскетбольная, легкоатлетическая команды. Также из членов нашей семьи был сформирован оркестр народных инструментов. Моя мама пошла по спортивной стезе — была выдающимся спортсменом, одной из лучших гимнасток Советского Союза. Я выбрал музыку, начал ей заниматься с 14 лет, окончил школу военных дирижеров и музыкальное училище. В Горнозаводск я приехал в 1988 году, работаю в городе больше 30 лет. Я живу музыкой, работаю как учитель, педагог, композитор, поэт.

-Что вас вдохновляет?

-Вдохновляют люди и искреннее доверительное отношение. Иногда поговоришь с человеком, затем рождаются стихи. Насильно ничего не создается, иначе это халтура. А кода появляется общение, и ты можешь в это общение проникнуть душой и сердцем, пишется намного легче. Искусство – это мечта, надежда, перспектива. Здесь только те, кто очень привязан к музыке и текстам.


ГОВОРЯТ АРТИСТЫ


Галина Бескровная:
-В этом коллективе я занимаюсь с момента его основания — то есть 25 лет. Пою и во втором коллективе Юрия Николаевича в «Русской песне». Это у женский коллектив, в нем я 30 лет, тоже с самого основания. Юрий Николаевич для нас авторитет, он прекрасно работает со всеми участниками коллектива: старожилами и новичками. У нас всегда интересные занятия, на которых мы получаем много знаний о музыке, исполнении. Также здесь мы отдыхаем душой.


Владимир Абраменко:
-В коллектив я пришел три года назад. Раньше думал, что люблю петь только под особое настроение, но, когда я сюда пришел, понял, что особое настроение для этого не требуется. Теперь люблю петь почти всегда. За что большое спасибо маэстро. Кстати, у меня жена до нашего с ней знакомства, в молодости тоже участвовала в ансамбле Юрия Николаевича. С этого года она решила вновь начать занятия в коллективе с другими женщинами. Самое главное — мы здесь отдыхаем психологически, это как терапия.


Беседовала Елена ВОСКРЕСЕНСКАЯ
фото автора

от steff42

Click to listen highlighted text!