Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Я ВЕРЮ В СУДЬБУ

НАДО РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ, СЧИТАЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ «ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ» ИРИНА МИХАЛЕВА

Ирину Александровну многие знают в Горнозаводске. Она преподаватель декоративно-прикладного искусства, художник, имеет высшую квалификационную категорию, стаж работы 37 лет. В городе проходили ее персональные выставки работ. Для Ирины Александровны  творчество не просто любимое увлечение, а состояние души. Она способна воплотить свои нестандартные задумки в диковинные, удивительные вещи.

— Ирина Александровна, как давно вы начали заниматься искусством?

— В детстве я мечтала стать балериной. Смотрела по телевизору балет и танцевала. Это я сейчас понимаю, какой может быть балет в деревне, в глуши, где я родилась. А родом я из поселка Новый Ильинского района, примерно в 45 километрах от центра города Ильинска. Там в леспромхозе у нас была школа в семи километрах от дома, в которую мы ежедневно ездили учиться. Иногда  приходилось оставаться в интернате, в период половодья. Окончила я восемь классов. После окончания школы волей судьбы стала студенткой педучилища по специализации «Учитель ИЗО, черчения, обслуживающего труда». Вот тут-то и произошла интересная история и мой выбор в пользу творчества.

-Раскройте нам ваш секрет, что же произошло и повлияло на ваш выбор профессии?

— Мне в школе нравилась география, возникала мысль стать учителем географии. А чтобы учиться на географа, следовало ехать поступать в Кудымкар. Но тут моя одноклассница предложила мне  поехать с ней поступать в пермское педучилище. Она оформляла школьную стенгазету, и классный руководитель посоветовала ей поступить на художественно-графическое отделение. Ну и я за компанию решила с ней поступать, мама была не против. Хотя до этого рисование не вызывало интереса. По ИЗО в школе у меня были четверки. Раньше в сельских школах не было специалистов по рисованию, находились те, кто мало-мальски умел рисовать, они и преподавали. Когда мы с подругой приехали поступать, я увидела, какие натюрморты требовалось выполнить. В школе мы рисовали в обычных  альбомах, а тут работы были выполнены на больших листах формата А3. Но я перед поступлением немножко потренировалась, порисовала.

На вступительном экзамене мы сдавали натюрморт, рисовали горшок с фруктом. Нас с одноклассницей разделили, посадили в разные кабинеты во время вступительного экзамена по рисунку. Я не видела, что она нарисовала, но нам сделали небольшой перерыв, чтобы мы могли отдохнуть. В эту переменку я и зашла к ней в кабинет. Увидев у нее одни контуры в ее рисунке, попыталась дать совет, но она его не послушала. В итоге мне поставили за рисунок «три», а ей – «два». За трояк мне было обидно, и я пошла с ней вместе забирать документы из деканата. Еще подумала, что опять в деревню придется возвращаться. Так не хотелось! Но мне просто не отдали документы, сказали дальше сдавать вступительные предметы. Позже я поняла, что тройка – это положительная оценка. Сдала остальные вступительные экзамены и поступила.  Считаю, что моей судьбой распорядилась девушка, которая не отдала мне документы. Я верю в судьбу, в жизни все случается не зря.

— Да, удивительный момент в вашей жизни. Как дальше вы стали развиваться, повышать уровень мастерства?

— Мне нравилась учеба, и я закончила Пермское педагогическое  училище № 4 по специальности «Учитель ИЗО, черчения, обслуживающего труда» с отличием, а в 1984 году  продолжила получать образование, поступив на заочное отделение в Нижнетагильский государственный педагогический институт на специальность «Учитель рисования, черчения и  трудового обучения».

-Это сколько же вы лет учились?

— Если считать в общем, то девять лет я училась: четыре года в педучилище и еще потом пять в институте. И до сих пор я продолжаю обучаться, изучаю новые техники и материалы, прохожу курсы повышения квалификации и мастерства, в мастер-классах участвую, участвую в выставках и в конференциях.

— После окончания учебы куда пошли работать?

— После училища мы переехали жить на Среднюю Усьву Горнозаводского района, тогда я вышла замуж. Работать начала в средней школе учителем рисования, черчения, обслуживающего труда. Там я создала свой первый детский творческий кружок по декоративно-прикладному искусству. И по сей день преподаю по своей программе. 15 лет я проработала в среднеусьвинской школе.

— Каким образом вы оказались в Горнозаводске?

— Еще со времен моей учебы в училище я познакомилась с Еленой Первушиной. Она была моей однокурсницей. В Горнозаводске она  руководила методическим объединением. И мы на встречах договаривались, что будем проводить пленэры. Приглашали всех художников. В 1998 в Кусье был первый пленэр. Кстати, сейчас до сих пор мы проводим и участвуем в пленэрах. На таких творческих встречах мы пришли к выводу, что нужно организовывать художественную школу. Я приезжала часто в Горнозаводск, меня тут уже стали узнавать. Когда начали формировать школу, ее педагогический состав, вот тогда меня и пригласили сюда в преподаватели. В 1999 по приглашению Нелли Федоровны  я переезжаю в Горнозаводск и начинаю работать преподавателем в Детской школе искусств. Первые занятия у  нас проходили в Доме творчества, но со временем школа переехала в другое  здание, где сейчас оранжевый детский сад, а потом уже сегодняшнее красивое здание появилось у школы.

— Ребята какого возраста приходят к вам на занятия?

-Сейчас у меня дети учатся по восьмилетке. Они пришли ко мне в 7 лет, уже четыре года отучились, осталось еще четыре года. И есть еще один класс, но эти дети уже пришли в 10 лет, они будут уже меньше учиться. Вообще в школе есть две программы: по восьмилетке и по пятилетке. Дети, которые пришли в 7 лет, сначала проходят начальную школу, три года обучения, а потом переходят на среднее обучение, еще позже у них предпрофессиональное. Есть дети, которые бросают, сложно учиться в двух школах одновременно, многие не выдерживают. Я считаю, что в любом случае художественные занятия полезны, могут пригодиться, ведь не знаешь, как  дальше жизнь сложится.

— Вы говорите, у вас своя программа разработана для учеников, что это за программа?

— Есть министерская программа. Но меня она не совсем устраивает. Там недостаточно часов для усвоения материала. Упражнения очень простые. По декоративно-прикладному творчеству я разработала свою программу, добавила в нее свои элементы, тут и различные виды росписи, и изготовление игрушек, и соломка и еще много чего есть. Ребята познают декоративную композицию через различные формы творчества. Детям нравится. А результатом обучения по моей программе стало то, что некоторые  ученики получили заслуженные победы во всероссийских, международных, краевых конкурсах и фестивалях.

— Вы видите талант в детях?

— Я считаю, что может человек научиться всему, лишь бы желание было к учебе и к труду, чтобы не ленился человек. На моих занятиях дети много и многому  учатся. Я ставлю им по три занятия в неделю, а это получается 12 уроков: два урока по рисунку, два по живописи,  три урока по композиции, один урок по истории искусств, четыре урока по работе с материалами. В начальной школе у них меньше уроков, ставим  по семь уроков в неделю.

— Как вы думаете, почему дети идут учиться в школу искусств?

— Иногда желание самих ребят, иногда родители заставляют. Сейчас и в школах требуют, чтобы дети были еще задействованы где-то, как-то были заняты делами, не просто так «болтались». Родители тоже понимают: умение что-то делать, изготавливать развивает мозг, правое полушарие начинает лучше работать, мелкая моторика рук способствует этому.

— Сколько выпусков у вас уже было?

— Много было, даже со счета сбилась. Но я периодически встречаюсь со своими выпускниками. Меня приглашают и в Среднюю Усьву, там я пятнадцать лет отработала, до сих пор помнят и общаемся. Помнят до сих пор доски, которые  мы расписывали. И здесь, в городе, я встречаюсь со своими учениками. Одна ученица открыла салон красоты, где работает с ресницами. Это очень утонченная, требующая внимания работа, очень кропотливый труд. Другая моя ученица стала дизайнером, шьет прекрасные вещи, сама создает выкройки, а в дополнение получила образование по специальности «Ландшафтный дизайнер». Еще одна девочка  работает на молокозаводе в Нижнем Тагиле, разрабатывает дизайн продукции. Одна из учениц спроектировала ТЦ «Разгуляй» в Горнозаводске

Вы всегда такая яркая, интересная, улыбаетесь. Такое чувство, что не просто живете, а наслаждаетесь жизнью, это так?

— Да, меня очень устраивает современная жизнь. Вот вспоминают многие люди прошлые советские года. А что там было? Если нужно было позвонить, ходили на коммутатор и заказывали разговор, в магазинах продуктов было мало, дефицит был. Чтобы что-то узнать, нужно было найти книги или журналы по тематике. Я выписывала, конечно, вырезала оттуда картины или статьи интересные, когда готовилась к урокам, чтобы рассказать ученикам о художниках, о картинах, об искусстве, материалах и т.п. А сейчас есть интернет, быстро можно все находить, а мобильный телефон — это вообще сказка, без него никуда. Палочка-выручалочка! И продукты есть, и можно купить любые материалы. И путешествовать сейчас проще, тогда требовалось много бумаг и разрешений на поездки. Я радуюсь, что многое стало легче и проще. Надо радоваться всему, что есть в жизни и что дает природа. Вокруг нас такая красота, целый мир. И действительно, я верю в судьбу и еще раз благодарю того человека, который не позволил мне забрать документы из педучилища. Не знаю тогда, как бы жизнь у меня сложилась.

Елена ВОСКРЕСЕНСКАЯ

Фото автора

Комментарии отключены.

Mission News Theme от Compete Themes.
Click to listen highlighted text!