ИМЕНА В БИОГРАФИИ СТРАНЫ
Скромный и приятный Володя Зеленский — так звали ухажёра — подолгу задерживался на почте. Он отлично владел азбукой Морзе, запросто отправлял и принимал за Галю телеграммы. Работа у них спорилась быстро, но в части Володю приходилось ждать долго с письмами и газетами. Молодым людям было легко приятно вместе. Порой солдатик задерживался у Гали до конца работы и они вместе уходили с почты. Потом долго прощались. Володя держал в своих руках ладони любимой и нежно целовал.
Но не всё так просто. Роковой девушкой Галина оказалась. В неё безответно был влюблён командир части из Карьера Юшков Володя. Галя даже внимания не обращала на его вздохи и признания — старый, считала она. На целых четыре года её старше. Солдаты очень любили своего командира, справедливый он был и добрый. Любую посылку, которую присылали ему из дома, делил на всех подчинённых. Солдаты знали о несчастной любви своего командира, все переживали за него. И когда в ухажёрах у Гали появился Сухенко, решили отвадить наглеца. Часто Николай приезжал из Усть-Тискоса с другом Петром. У того была здесь невеста Маруся. В этот роковой вечер Сухенко появился на танцах один, без друга. С десяток карьеровских парней подкараулили его и стали жестоко избивать пряжками ремней. Может, и забили бы, но Маруся увидела, что происходит, и кинулась на Николая всем телом, закрыла его от ударов. Солдаты разбежались, девушка плакала от отчаяния и обиды, а Николай сплёвывал кровь на снег и смеялся — он-то понимал причину расправы над ним.
В последующие приезды Сухенко был всё настойчивее и однажды взял Галю силой. Потом стоял перед плачущей девушкой на коленях и повторял, что вот теперь ты моя и утром пойдём распишемся. Галя собралась с силами и выпроводила его, а потом долго и бессмысленно смотрела на чемодан Сухенко, стоявший у порога. Вскоре Галина поняла, что понесла с той ночи, и решила, что так видно судьбе угодно: у будущего ребёнка должен быть отец, и в очередной приезд Николая, она согласится записаться с ним.
ТРАГЕДИЯ, ОПРЕДЕЛИВШАЯ ЖИЗНЬ
Этот очередной приезд устьтисковских совпал с празднованием в клубе семидесятилетия Сталина 18 декабря 1949 года. Петька отправился в клуб с Марусей, а Николай пришёл к Галине. Он был спокоен, с любовью смотрел на Галину, сказал, что в самоволке, попросил её посидеть дома. Они сели рядышком, и Галя стала ждать момента, чтобы объясниться. Но тут в дом ворвался окровавленный Петька. Оказывается, карьеровские ждали их обоих, но появился один Петро. Успели располосовать ему ножом плечо. Озлобленный Сухенко подорвался и побежал вслед за Петькой. Как потом оказалось, Сухенко с ходу пырнул ножом первого попавшего на его пути солдата из карьеровских . Удар пришёлся прямо в сердце, парень умер на месте. После оказалось, что убитый солдат Смирнов участвовал в избиении Николая. А Николай прыгнул в товарняк и уехал в Усть-Тискос.
Теплая Гора была потрясена произошедшим, в убийстве подозревали Петра, но свидетелей не было — и дело на время затихло. Парни вскоре демобилизовались, Николай подался к себе на Украину, а Петро женился на своей теплогорской девушке. Юшкова после такого ЧП перевели из Тёплой Горы куда-то в далёкую часть. Зеленский долго писал Гале после демобилизации, просил о встрече, но она молчала. А парни выдали себя по переписке. Не подумали, что их отслеживают. Николай понимал, что в Тёплую Гору ему соваться не следует, но мечтал о том времени, когда сможет приехать за Галинкой.
На очной ставке Галя стыдливо одёргивала пиджачок, шёл уже пятый месяц беременности, но она так и не обмолвилась об этом Николаю. Долго выясняли обстоятельства. Так и осталось не ясным, откуда у Николая взялся нож. Суд был короткий. С учётом политической подоплёки — убийство в день рождения вождя — Сухенко дали 25 лет. С этапом его отправили в Магадан.
ПОЕЗДКА НА УКРАИНУ
Летом 1950 года у Гали родился сынок Олег. Брат Борис и мать с радостью приняли появление малыша и потом всю жизнь помогали его поднимать. Пётр сообщил в письме Николаю о рождении сына. Тот попросил Галю, понятно опять же в письме, беречь Олежку и ждать его, Николай был уверен, что они будут вместе.
В заключении Николаю пригодился его талант художника, он работал оформителем, рисовал картины, портреты, продавал, деньги, посылки с подарками высылал Галине, она принимала, сына надо было растить. Однажды Николай прислал настоящие унты. Не одну зиму это было предметом зависти теплогорских мальчишек. Олежка рос общительным, активным, внешне — копия отец.
Тем временем Николай умудрился из заключения подать ходатайство на имя депутата Верховного Совета Туполева. Срок Сухенко скостили до десяти лет. Всё это время он писал Галине нежные, проникнутые заботой и любовью письма. И сегодня хранятся они в альбомах Галины Георгиевны. Когда до окончания срока оставалось четыре месяца, Николай объяснил в письме, что сразу приедет к ним на Урал, и они решат, где жить, а пока попросил Галю съездить на его родную Украину — познакомиться с родственниками и показать им сына.
Было лето. Лёгкая на подъём Галина отправилась с Олежкой к родственникам в небольшое селение близ Корсунь –Шевченковского. Приняли их хорошо. Олега, из -за внешней схожести с отцом, сразу признали своим. Всем родственникам Галя вышила в подарок — сорочки женщинам и рубахи мужчинам. А уж когда за столом Галя с сынком спела родственникам « Ридна мати моя» все одобрили новых свояков.
Но вот опять незадача. Внешне Галя выглядела, как школьница: ладная фигурка, милое личико. Младший брат Николая, который только что окончил школу, просто глаз не сводил с молодой женщины и каждое утро приносил к её изголовью с пруда охапку свежих лилий. От родительских глаз это не могло укрыться. Отец хмурился, мать вздыхала, глядя на воздыхания младшенького сына Мишеньки.
В один из вечеров Миша уговорил Галю пойти в соседнее село на фильм. Путь был неблизкий, по извилистой тропе, поначалу мимо заводи. Всю дорогу молодые люди рассказывали друг другу всякие истории, весело смеялись. Показывали фильм « Весна на Заречной улице». После кино были танцы. Такую вольность Галя уже не могла себе позволить. И на выходе толпы из зала сбежала от Миши и заблудилась. Плакала и блуждала в темноте, пока наконец не выбралась к знакомой заводи. Тут появился Миша, перепуганный и мокрый от бесполезной беготни в поисках Гали. Вышитую ею рубаху он держал в руках. Вздохнув с облегчением, он вытер ею пот со лба. Дверь открыл отец, с осуждением оглядел взбудораженных молодых людей.
НЕ БЫТЬ ВМЕСТЕ
Что уж там нарисовал себе в воспалённом мозгу родитель, трудно сказать, только по приезде домой больше не было Гале ни одного письма от Николая. Понятно стало, что отец не одобрил выбор сына. Родительское слово для Николая было законом. К весне пришло письмо от друга Николая из Магадана. Он писал, что Николай сильно переживал. И что по окончанию срока остался там, в посёлке Сусуман, чтобы подзаработать деньжат, женился на молоденькой девушке, у них родилась дочка, а потом они уехали куда-то на Украину.
Недолго раздумывая, Галя сделала запрос в адресный стол. Под самые майские праздники отправилась в село Селище под Киевом, указанное в адресе. Уж очень хотелось взглянуть в глаза Николаю и понять, на что он променял все мечты о их замечательной совместной жизни, о которых писал десять лет. Дома сказала, что едет в Москву прикупить вещичек и демонстрацию посмотреть.
В село Галя приехала рано утром на автобусе. Был канун Первого мая. Селище утопали в зелени и цвету, кругом пусто. Галина медленно пошла по тропинке ведущей к домам. Ветерок раздувал её синее в горошек платье, тонкую талию перепоясывал светлый ремешок. Длинные волосы аккуратно зачёсаны. На душе было удивительно легко. Вскоре Галя встретила женщину, которая мела дорожки у большого двухэтажного здания. Разговорились, женщину звали Поля, она заведовала общежитием сахарного завода. Девушки, которые работали там, разъехались на праздник по домам, поэтому в общежитии никого не было. Полина пригласила гостью в свою комнатку, стала поить чаем, потихоньку выспросила, за какой нуждой уралочка приехала в такую даль. Галина всё без утайки рассказала. Немного помолчав, женщина со вздохом сказала, что, мол, здесь он, её Сухенко. Заведует клубом, что виден из окна, у которого они сидели. Домишко их в нескольких шагах, и что живут они с молодой супругой неважно. Она дома с малышом, а он гуляет напропалую, благо здесь девчонок целое общежитие. Глянув в окно, сказала, что вон он и сам бежит. Галя напряглась, как пружина, а хозяйка быстро вышла навстречу Николаю сказать, что жена с Урала приехала. Полина тотчас вернулась и доложила, что Сухенко сильно разволновался, спросил одна или с сыном, побежал домой и на ходу сказал, что вернётся быстро. Гале вдруг всё стало безразлично, всё, за чем ехала, уже вроде ясно. Выйдя из ступора, она быстро засобиралась, но тут на пороге появился Сухенко, сильно постаревший, с большими залысинами на когда-то кудрявой голове, на выбритом лице следы свежих порезов.
Долго молчали, глядя друг на друга. Но тут пришла молодая супруга Николая с малышкой на руках. Звали женщину Варя. Сухенко взял сумку Гали, и все вместе они отправились к жилью семейства Николая. Убогое жилище состояло из двух комнатушек. Сначала нечто, похожее на кухоньку, а в другой побольше расположились две железные кровати и вместо стола чурбан, на котором прикрытый тряпицей стоял большой чемодан — тот самый, что Сухенко приносил на сохранение в дом Гоголевых . У Гали ком подкатил к горлу. Как же она-то нарядно украсила своим рукодельем комнату, в которую ждала Николая!
Хозяин отправился в клуб проводить детский утренник, а у женщин появилась возможность поговорить. Воинственно настроенная хозяйка дома быстро поняла, что Галя совсем не намерена разрушить их теперешнюю жизнь, забрала ребёнка и больше не появлялась до отъезда Гали. Галина немного навела порядок в доме, приготовила кой- какую еду, привела себя в порядок. Пришёл Николай, пригласил Галю посмотреть его клуб.
Стены уютного зрительного зала были украшены пейзажами Сухенко. Галя подошла к невысокой сцене и провела рукой по мягкому бархатному занавесу. Николай крепко обнял Галину, затем опустившись на колени, стал молить у неё прощения за разбитую жизнь. В клуб стали подходить люди, Николай попросил остаться Галю на вечер, на что она заявила, что, мол, забирай супругу и веселитесь, а она посидит дома с ребёнком. Расстроенный Сухенко проводил гостью домой, а сам вернулся поздно. Поговорили о незначительном. Галя достала из сумочки фотографию сына, отец долго и молча рассматривал свою копию в молодости. Спать легли на разные кровати. Галя уснула быстро и спокойно, для неё всё было ясно, она уже вычеркнула этого человека из своей дальнейшей жизни.
Проснулась рано — к утреннему автобусу. Николай с воспалёнными глазами так сидел в одежде на не разобранной постели, рядом лежала фотография сына. Николай пошёл провожать Галю к автобусу. Тот подкатил быстро и резко тормознул на остановке. Галя вошла в почти пустой салон и села у окна. Сухенко стоял, глубоко засунув руки в карманы модных тогда широких брюк. Остатки когда-то роскошных кудрей шевелил ветерок. Он плакал, не вытирая слёз.
Продолжение следует …
Татьяна СЫРОХВАТОВА, п. Теплая Гора
Фото автора
Первая часть истории http://gorn-novosti.ru/2021/07/10/listaja-starinnyj-albom/