Яндекс.Метрика

ПРОДОЛЖЕНИИ ЦИКЛА ПУБЛИКАЦИЙ «КУСЬЯ-ПОСЕЛОК ДЕТСТВА»

ГЛАВА 52

С началом очередного учебного года мы стали изучать новый предмет – географию. Знали, что преподавать этот предмет в нашем классе будет директор Кусьинской школы. По словам некоторых учеников старших классов, дама строгая. И мы тревожились: что-то будет? Но к моему немалому удивлению, по географии я стал получать сплошные «пятерки».


На первом уроке директорша вошла в класс и несколько минут молча обводила нас взглядом. А в классе поначалу кто-то шушукался с соседом по парте, кто-то шаркал ногами по полу, кто-то шуршал страницами учебника. Другие учителя на такие звуки не обращали внимания. Но директорша не начала урок, пока не установилась идеальная тишина.

-Вот так всегда должно быть в классе, — назидательно произнесла она, когда мы услышали жужжание сонного осеннего насекомого. — Чтобы было слышно, как муха пролетела.
Потребовав идеальной тишины, рассказывала учительница о географии увлекательно. Со школьной скамьи на всю жизнь запомнил звучные названия пустынь Сахара и Гоби, запомнил, что есть, оказывается, равнины, где можно идти целый день по ровной, как стол, поверхности, и почему Каспийское море не просто море, а море-озеро. А вскоре учительница удивила нас до крайности.

-Сегодня пишем контрольную работу, — объявила она, войдя в класс. – Учебники можете отставить на парте. Но не пытайтесь списывать. Кто спишет – получит «двойку».
И с этими словами учительница вышла из класса. Прошло пять, десять, пятнадцать минут, но директорша школы по-прежнему отсутствовала. Усердные ученики полагались на память. Но многие полезли в учебники и нагло сдували оттуда темы заданий. Мне хоть и понравилась география, но лишней зубрежкой я себя не утруждал. Каюсь, усердия в выполнении устных домашних заданий не проявлял. Ленился. Вот и приходилось изредка, воровски, слегка приоткрывать учебник, чтобы подсмотреть, о чем я еще забыл написать. А пришла директорша в класс в конце урока, собрала наши тетради уже перед самым звонком. Я получил за первую контрольную «пятерку» и таким же образом зарабатывал все последующие отличные оценки.
Слегка мучившая первое время совесть (я же подглядывал в учебник!) со временем как-то угомонилась. Ведь не все получали «пятерки». Только за первую контрольную с десяток одноклассников схлопотали «двойки». Потому что умудрялись целыми абзацами переносить в тетради текст из учебника, что называется, слово в слово. На чем и горели. Метод преподавания был необычен и мог показаться вообще недопустимым. Но базовые школьные знания географии у нас были достаточно неплохими.


Сейчас нередко говорят о несостоятельности проведенных в последние годы реформ и том, что неплохо бы вернуться к советской системе школьного образования. Но советская система основывалась на уважительном отношении общества к учителю. К учителям почтительно относились родители учащихся, ими дорожили, платили достойную по тем временам зарплату. По-моему, это и были основные «секреты» системы.


Вспоминается такой случай. В школе появился новый, только что окончивший педагогический институт учитель физики. На одном из уроков физика вывел из равновесия балбес-старшеклассник, не дававший нормально вести урок.

-Вон из класса! – в конце концов, не выдержал молодой педагог.
А поскольку ученик покидать класс не спешил, учитель схватил его за ухо и выставил за дверь. Через пару минут дверь приотворилась, и в образовавшуюся щель просунулось лицо озорника.

-Ха-ха-ха, — нахально смеялся балбес.
И тогда учитель схватил лежащие перед ним на столе ножницы и швырнул их в сторону двери. По счастью, реакция ученика оказалась отменной. Он мгновенно прикрыл дверь, в которую острыми концами вонзились ножницы. Как раз в том месте, где только что торчала его голова. Случай этот не имел серьезных последствий. Ведь учителя физики в небольшом рабочем поселке на дороге не валялись.
Не редкость в те времена были второгодники. Если учитель решал, что ученик не усвоил школьную программу, такого горе-ученика не переводили в следующий класс, а оставляли, как говорили тогда, на второй год. Помню, однажды со мной за одной партой сидел даже не второгодник, а третьегодник Миша. Его сверстники учились уже в шестом классе, а Миша застрял в четвертом. Был он на голову выше меня ростом и настолько широк в кости, что мне за партой оставалось совсем немного места. Мишу я побаивался. Двинет такой верзила своим кулачищем – мало не покажется. Но Миша оказался парнем миролюбивым. Вот только учиться совсем хотел. Сидел на уроках с отсутствующим видом. А через некоторое время и вовсе перестал ходить в школу. Миша, насколько помнится, так и остался неучем и впоследствии сгодился только для работы обрубщиком сучьев в леспромхозе.
Непросто привить тягу к знаниям. И хорошие педагоги всегда будут на вес золота.


Владимир ВЕРХОЛАНЦЕВ

от steff42

Click to listen highlighted text!