Яндекс.Метрика

ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО

Ранним утром 22 июня 1941 года, нарушив Договор о ненападении, без объявления войны фашистская Германия и её союзники перешли государственную границу Советского Союза. Началась война. Это была самая страшная война в истории нашей Родины.
О начале войны вся страна узнала в воскресенье 22 июня в 12 часов из выступления по радио Народного комиссара иностранных дел В.М. Молотова, вместе со всей страной о начале войны узнали и пашияне.

НЕ ТИХИЙ ДЕНЬ


22 июня… Это был тёплый летний день. Выходной (кстати, в те годы для всех работающих был только один выходной день в неделю — воскресенье). Кто-то занимался домашними делами, проводил время на своих огородах. Многие жители нашего посёлка в тот день отдыхали вместе с семьями, родственниками, с соседями, друзьями на берегу Вижая. В те годы очень часто устраивали в выходной день так называемые «массовые гулянья». Собирались компаниями, брали с собой патефоны с пластинками, гармони, пели, веселились, отдыхали, дети плескались в реке. Были тут и руководители посёлка. Около трех часов на берег прискакал всадник на лошади и что-то сообщил им. Несколько мужчин сразу, ничего не объясняя, ушли в посёлок.
И вдруг среди дня, в необычное время, над посёлком разнесся зовущий, бесконечно долгий заводской гудок, заставив тревожно забиться сердца людей. Все устремились на поселковую площадь. В те годы она располагалась на современном месте школы.


В 5 часов дня начался митинг. На следующий день газета «Чусовской рабочий» написала: «…Пашия. Две тысячи трудящихся собрались на митинг, посвящённый выступлению товарища Молотова по радио в связи с нападением дикой фашистской орды на Советский Союз. Краткое сообщение об этом сделал секретарь горкома товарищ К.Н. Тетерин. Он особо подчеркнул, что задача каждого трудящегося сейчас честно работать на своём посту, давать стране больше продукции высшего качества, быть готовым к обороне страны. На митинге так же выступили стахановец доменного цеха Константинов Ф.В., директор завода Е.Я. Киселёв и другие товарищи».


Уже на следующий день после объявления войны, 23 июня, из Пашии на фронт уходили первые добровольцы.
В первые дни и месяцы войны на фронт отправляли организованно. На станции Нижние весы собирался почти весь посёлок. Звучали напутственные слова, обещания. Новобранцев под музыку духового оркестра увозили в открытых вагонах до станции Пашия, а дальше в Чусовой, а провожающие плакали и долго, долго махали им вслед, желая скорой победы и возвращения домой…».


Пашийская молодёжь буквально с первых дней войны повезла заявления в Чусовской военкомат с просьбой отправить их на фронт. Все хотели успеть повоевать, никто ведь не предполагал тогда, в первые дни войны, что она продлится долгих четыре года.
Уже 8 июля в Пашии создаётся отряд Народного ополчения, в который записываются парни и девушки, желающие как можно быстрее попасть на фронт. В отряде по 110-часовой программе они изучают и осваивают первые навыки и основы военного дела.

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ВЫПУСК

В ночь с 21-го на 22-е июня 1941 года почти во всех средних школах Советского Союза состоялись выпускные вечера – музыка, танцы, смех… Более миллиона беззаботных юношей и девушек готовились к новой, счастливой, “взрослой” жизни, даже не подозревая, что через каких-то несколько часов их жизни кардинально изменит война….
С выпускным вечером в Пашийской школе пришлось поспешить. потому что у некоторых ребят на руках уже были повестки, и они должны были явиться утром 18 июня в Чусовской райвоенкомат (посёлок Пашия входил тогда в Чусовской район).
И вечер прошел 17 июня. В тот год их было 28 выпускников:14 юношей и 14 девушек. Это был четвёртый выпуск десятиклассников в Пашийской средней школе, который потом назовут легендарным.


После торжественной части, когда директор школы Ямщикова А.Л. вручила им Свидетельства об окончании средней школы, ребята отправились вместе со своими учителями фотографироваться. Сохранилось несколько фотографий. Потом был праздничный ужин, а после него по традиции, которая пошла от первых выпускников 1938 года пошли на Камешок, чтобы встретить рассвет.

На рассвете 18 июня всем классом провожали ребят на станцию Багул к поезду до Чусового. Шли пешком по лесной дороге с классным руководителем Глебом Михайловичем Черновым пели, смеялись, вспоминая весёлые школьные годы, строили планы на будущее, договаривались не забывать родной поселок, школу, учителей и друг друга, и обязательно почаще встречаться.
Они не знали ещё, что их планам и мечтам никогда не суждено будет сбыться. Через пять дней начнётся война, и все 14 мальчишек уйдут на фронт. Пройдя трудными военными дорогами только двое вернуться живыми. Погибнет на фронте и их классный руководитель.
Сейчас уже известна страшная цифра — из мальчишек 1923-1924 года рождения с войны живыми вернулись только два процента. Они из детства шагнули сразу в войну, не пройдя даже срочной военной службы, не имея никакой военной подготовки. Многие из них ушли добровольцами. Калинин Рафаил пропал без вести в 1943 году, Каменских Сергей погиб в бою под Севастополем в 1942 году, Рожков Анатолий погиб под Москвой в апреле 1942 года, Митрошин Алексей, Косков Михаил и Пугач Алексей погибли, Калугин Ростислав и Спицын Анатолий вернулись домой, об Иванове Сергее, Попове Иване, Ревякине Сергее, Терентьеве Алексее Костареве Илье сведений нет, классный руководитель выпускников, учитель физики младший лейтенант Чернов Глеб Михайлович погиб в бою в феврале 1944 года.

Я ПОМНЮ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВОЙНЫ

Воспоминания Синицыной Людмилы Михайловны:

«В школу я пошла в 1941 году. Учились в начальной школе по улице Свердловской. Хорошо запомнила день, когда началась война, когда принесли на отца похоронку, а вот день 9 мая 1945 года не помню.
22 июня день был жарким. Мы с мамой и папой ушли в лес по железной дорожке в сторону Зыковского собирать хворост. Чтобы меня не кусали комары, папа развел костер. Отец мой Михаил Давыдович Волков работал начальником отдела кадров на заводе и должен был обязательно сообщать дежурному, если куда-то отлучался из дома. Набрав хвороста и немного отдохнув, мы уже собирались домой, и папа пошел к речке Северной за водой, чтобы затушить костер, а мы с мамой услышали, что по железной дорожке скачет лошадь. Помню, мама еще сказала, наверное, кто-то поскакал на Зыковский или на Вильву. И вдруг мы услышали, что кричат папу: «Волков! Волков!». Папа выбежал из леса, подошел к коннику, они о чем-то поговорили, потом папа нам крикнул, чтобы мы с мамой быстро шли домой, вскочил на лошадь, и они поскакали. Мы испугались и побежали бегом в сторону поселка. Я еще запомнила, как неудобно было бежать по шпалам железной дорожки. Добежали до Сысоевского, и тут узнали, что началась война. Когда пришли домой, то все бабы на нашей улице ревели. Папа пять дней домой не приходил. А через месяц он снял бронь, и ушел на фронт. Больше я его никогда не видела. Он погиб 14 мая 1944 года под Псковом. Мы долго искали место, где он похоронен и нашли. Я ездила на его могилу и храню несколько его писем с фронта».

Паинцева Мария Александровна:

«Я хорошо помню первый день войны. Был выходной день, и мы с друзьями отправились в лес отдыхать, гуляли по берегу Вижая, радовались теплому солнечному дню, удивительно, уже июнь подходил к концу, а в лесу все еще цвела черемуха, и мы уже под вечер, возвращались домой веселые с охапками цветущей черемухи. Когда начали подниматься от Вижая в поселок, я запомнила, что нас поразила тишина, я и сейчас помню эту тишину, в поселке было тихо-тихо, даже собаки, казалось, не лаяли.


Какой-то мужчина шел нам на встречу и сказал, что началась война. Мы сразу же побежали на поселковую площадь, где вскоре начался митинг, казалось, весь поселок пришел тогда на площадь. Начались военные будни, работа, дежурства по ночам.
В марте 1942 года десять пашийских девушек были вызваны в Чусовской райвоенкомат, нам сказали: «Идет война, вы комсомольцы. Хотели бы вы защищать свою Родину?». Конечно, же, никто не отказался. Да и как мы могли отказаться. И через несколько дней, из Чусового в Пермь торжественно проводили девяносто две девушки, а в Перми был сформирован целый эшелон, две с половиной тысячи девушек отправлялись на фронт из Пермской (в то время Молотовской) области. Нас провожали торжественно, для нас пригласили артистов, был концерт.
Семь суток ехали до Москвы. Служить я попала в войска противовоздушной обороны (ПВО) в зенитно-артиллерийскую батарею. С войны вернулась в 1945 году».

Тетерина Тамара Павловна:

«Мне шел шестой год, но я запомнила первый день войны. Это был выходной, потому что отец был не на работе и к нам приехал в гости вместе с семьей из Чусового дядя Костя. Константин Николаевич Тетерин родной брат мамы. Мы все вместе собрались, взрослые взяли с собой еду, патефон, пластинки и все пошли на берег Вижая, к Таранчихе. Там было массовое гулянье, потому что я запомнила много народу, день был теплый, солнечный, все веселились, отдыхали, всюду играла музыка, мы дети плескались у берега в воде. Потом, я это и сейчас хорошо помню, прискакали на лошадях (а лошади были черные) два человека. Они, наверное, и сообщили, что началась война, потому что женщины заплакали, и все стали быстро собираться домой. Отец с дядей Костей ушли сразу в поселок, потому что домой мы возвращались уже без них. Отец Оборин Павел Васильевич был в то время председателем поссовета, а дядя Константин Николаевич секретарем Чусовского райкома партии.


Мама потом говорила, что отцу в первые же дни войны принесли повестку на фронт. Мама плакала, нас было пятеро детей, самый младший родился перед самой войной. Мама потом вспоминала, что дядя Костя ей сказал тогда: «Не плачь, сестренка, я пойду на фронт, у меня все-таки трое детей, а у вас пятеро». И дядя Костя ушел на войну добровольцем. Он прошел всю войну и погиб в 1945 году под Будапештом. А отца нашего перевели в Чусовой и от военкомата назначили комиссаром в военный госпиталь. Вся наша семья тоже переехала в Чусовой. И мы несколько лет жили при госпитале, который находился в школе, строительством которой руководил Константин Николаевич Тетерин».

Подготовила Валентина ЧУВЫЗГАЛОВА,
житель п. Пашия

На фото обложки: Пашия. Выпускники сорок первого…

от steff42

Click to listen highlighted text!