ВИТАЛИЮ ВАСИЛЬЕВИЧУ ДОЛМАТОВУ И ВСЕМ УЧАСТНИКАМ АЛМАЗНОЙ ИСТОРИИ ГОРНОЗАВОДСКА ПОСВЯЩАЕТСЯ
В период Великой Отечественной войны экономика СССР работала с единственной и главной целью: всеми мерами способствовать разгрому немецко-фашистских войск и их союзников. Было необходимо обеспечить отечественную военную промышленность всеми необходимыми материальными и иными ресурсами. При недостатке или нехватке таковых, изыскать все возможности, чтобы их восполнить или получить из-за границы.
Базовым эквивалентом всех валютных сделок в тот период времени, как и сейчас, являлось золото, драгоценные камни, пушнина. И алмазы.
В современной России месторождения алмазов имеются в Якутии, Архангельской области и на Урале в Пермском крае.
Официально считается, что первый алмаз в России и в Европе в целом был обнаружен при промывке золотоносных галечников 4 июля 1829 года в Адольфовом логу Крестовоздвиженских золотых приисков Пермской губернии, находящихся на территории современного Горнозаводского округа. Любопытно, что возможность нахождения здесь алмазов была предсказана знаменитым географом и естествоиспытателем А. Гумбольдтом, посетившим по приглашению российского правительства Уральский горнопромышленный район.
В частности, в Якутии коренные месторождения алмазов были открыты на 100 лет позже, чем в Горнозаводском районе, а именно в 1954 году.
В годы, предшествующие Великой Отечественной войне, в Горнозаводском районе Молотовской области было обнаружено около 300 штук алмазов, получивших наименование уральских бриллиантов.
Великую Отечественную войну Советский Союз встретил в условиях практического отсутствия собственных алмазов, добываемых в промышленных масштабах, и при блокаде их поступления с Запада для нашей военной промышленности. Что примерно напоминает нынешние так называемые санкции зарубежных «партнёров».
С началом военных действий трест «Уралзолото» (позже переименован в предприятие «Ураламаз») по срочному поручению правительства СССР разворачивает и ускоряет работу на четырёх алмазных месторождениях Чусовского района, Молотовской (затем Пермской) области – Промысловском, Кусьинском, Чусовском и Пашийском. Промывка алмазоносных грунтов идёт на реках Вижай и Койва. И в скором времени начинается промышленная добыча россыпных алмазов.
В первых небольших партиях алмазов было значительное число ювелирных кристаллов округлой формы.
Так как алмаз является одним из драгоценных камней, оборот алмазов во все времена строго регламентирован специально уполномоченным государственным органом, которым в период Великой Отечественной войны являлся Народный комиссариат финансов СССР (ныне Министерство финансов России). Где имелось и имеется особое подразделение — Гохран.
В современной Российской Федерации это Гохран России – «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации».
Кроме ряда специальных функций Гохран осуществляет государственный контроль качества сортировки и оценки драгоценных камней, ведёт учёт сделок с необработанными драгоценными камнями, а также производит экспорт и импорт природных алмазов.
Добываемые в Молотовской области алмазы в годы военного периода времени 1941-1945 гг. строго контролировались органами МВД и МГБ СССР для дальнейшего учёта и оборота в Гохране СССР.
Уральские алмазы во время войны по сути являлись одним из основных источников «валютного фонда нашего государства».
По воспоминаниям немногих оставшихся в живых участников работ по добыче, хранению и транспортировке алмазов, степень секретности всего, что касалось этих драгоценных камней в СССР, являлась самой высокой. По этой причине много материалов не опубликовано до настоящего времени. На большинстве документов касающихся данной тематики стоит гриф «секретно» или «совершенно секретно».
Для оперативно-чекистского сопровождения алмазной промышленности в начале 1942 года на Лубянке был создан спецотдел МГБ СССР, о существовании которого мало кто знал из действующих руководителей госбезопасности и руководства страны. Сотрудники этого подразделения осуществляли тесное взаимодействие с Гохраном СССР.
Весь военный период для оперативной и секретной работы советских финансистов с английскими банками и с транснациональной алмазной корпорацией «Де Бирс» в качестве прикомандированного к МГБ СССР в Москве присутствовал официальный представитель британской разведки МИ-6.
Прежде чем попасть в Гохран СССР, алмазы из Молотовской области проходили свой сложный путь.
Объём добычи драгоценных камней по тем временам был не очень большим и по учётам Гохрана составлял в среднем от 10 000 до 30 000 карат в год.
В целях конспирации все добываемые уральские алмазы в телефонных переговорах назывались словом «кирпич», так как вблизи алмазного прииска функционировало предприятие по добыче строительного камня.
Удивительным является факт транспортировки самих алмазов из посёлка Кусье-Александровский Чусовского района до железнодорожной станции Пашия Свердловской железной дороги на проходящие поезда сообщением Нижний-Тагил – Москва или Серов-Москва, в которых сотрудники фельдъегерской службы получали и везли алмазы далее в Гохран СССР.
В частности, в день отправки алмазов специально выделенный сотрудник предприятия «Уралалмаз», а чаще всего это были женщины, получали драгоценную посылку, садились на телегу или сани в зависимости от времени года и в сопровождении одного извозчика ехали около десяти километров до железнодорожной станции по лесной дороге. Какого-либо огнестрельного оружия никто из них не имел.
По воспоминаниям одной из участниц таких поездок, часто бывали случаи, когда специальную тару, в которой везли алмазы, заменяла обычная рабочая рукавица из плотного брезента. Такая рукавица крепко перетягивалась шпагатом и скреплялась сургучовой печатью.
У самих работников никогда не возникало ощущения какой-либо потенциальной опасности при транспортировке бесценного груза. Они спокойно доезжали до поезда и передавали посылку с сопроводительными документами сотрудникам, которые везли алмазы в Москву в Гохран.
После доставки в Москву все алмазы придирчиво проверялись, оценивались, описывались работниками Гохрана, и лучшие из них отправлялись на хранение в Алмазный фонд.
Этими горнозаводскими алмазами наравне с золотом, пушниной наша страна расплачивалась за поставки по ленд-лизу.
С учётом того обстоятельства, что в СССР в военный период времени и после войны отсутствовала гранильная отрасль, а также не производился алмазный инструмент, то хранившиеся в Гохране Наркомфина СССР уральские (читай горнозаводские) алмазы в основной своей массе по специальному указанию руководства страны направлялись за границу. На вырученные от продажи алмазов средства в дальнейшем закупалась важная импортная продукция, в которой применялись технические алмазы.
Благодаря слаженной работе во время войны, наша страна в обмен на добываемые в Молотовской области алмазы успешно и своевременно приобретала иностранные металлорежущие станки для военно-промышленного комплекса, резцы с алмазной заточкой, правки резьбошлифовальных кругов и другое оборудование. Закупалась техника и оборудование для предприятий народного хозяйства.
А при помощи алмазных резцов и свёрл обрабатывались буквально все стволы советских артиллерийских орудий, танковых пушек, осуществлялась обработка (хонингование) цилиндров танковых двигателей на заводах Нижнего Тагила и Сталинграда и многое другое.
Кроме этого, созданный во время войны и в послевоенный период ядерный щит советской страны (преемницей которой в настоящее время является современная Россия) также не обошёлся без участия горнозаводских алмазов.
Необходимое количество этих драгоценных камней отпускалось из государственных запасников Гохрана в адрес предприятий ядерной отрасли, расположенных в закрытых городках Сибири и Урала. Эти алмазы применялись для создания ядерных излучений. Так как только в этом камне заряженная частица даёт световую вспышку, от которой появляется импульс тока, чего не даёт обычный самоцвет.
А еще существует версия, что часть горнозаводских алмазов, после их огранки в бриллианты за границей, после возвращении в Гохран была использована при изготовлении всем известного ордена «Победа» на Московском ювелирном часовом заводе.
Но подробная история горнозаводских алмазов ещё ждёт своего пытливого исследователя.
А.ЧАЩИН (г. Пермь)
Фото Алексея Якимова
На фото: открытие памятника русскому алмазу в Усть-Койве в 2019 году