Яндекс.Метрика
Общий трудовой стаж супругов Ажгихиных - больше 70 лет

СОРОК СЕМЬ ЛЕТ И ОДИН МЕСЯЦ У ПЕЧИ.


В Югокамском, где он закончил школу, работы не нашлось. На машиностроительный завод не взяли – мол, местным мест не хватает.
Старший брат тогда на цементном заводе в Горнозаводске работал мастером сырьевого цеха. Позвал: мол, приезжай, найдем работу. Так Виктор Ажгихин стал цементником.


Устраивать его на работу брат повел сразу к директору предприятия. Того, правда, на заводе не случилось. Главный инженер проводил планерку. Молодых людей это не остановило. Спросили в приемной разрешения секретарши, вошли в кабинет.

Все заводское начальство внимательно выслушало просьбу принять на работу нового сотрудника. Всей планеркой и одобрили: принять. Только кто-то заметил: больно уж маленький новый работник (Виктор школу заканчивал при росте всего полтора метра). Но кто-то из начальства в ответ на замечание коллеги резонно ответил: ничего, производство вытянет.


Было это в 1963 году. Приняли тогда Виктора в электроцех электрослесарем первого разряда. Освоил профессию. А пока осваивал, потянуло его к новым знаниям, которые позволили бы ему ближе к основному производству стать.


В том же 1963-м поступил на вечернее отделение индустриального техникума. Был такой когда-то в Горнозаводске. Днем не заводе, вечером за партой. Через три года закончил и пришел в цех обжига помощником машиниста вращающейся печи.


Со временем и жену свою Зинаиду на завод привел. Пришла как-то в цех начальник заводской лаборатории, он и попросил за супругу. Зинаиду в лабораторию взяли. А потом она поближе к мужу в обжиг перешла. Так и трудились рядом не один десяток лет.


Впрочем, если точнее, то общий их трудовой стаж больше семидесяти лет насчитывает. Виктор Андреевич в обжиге сорок семь лет и один месяц отработал, а Зинаида Михайловна – ровно тридцать годков.


Воспоминания о трудовой жизни у них всякие – и радостные, и горькие. В свое время завод входил в десятку крупнейших цементных предприятий огромной страны. Тогда в СССР больше ста пятидесяти цементных заводов было. Наш по три миллиона тонн клинкера производил да по 800 тысяч тонн известняковой муки.


Знавал Виктор Андреевич вместе с родным заводом и трудные времена. В начале девяностых производство на грани краха оказалось. Доходило до того, что электричество было на предприятии отключено. Костры жгли, охраняя оборудование.

-Со временем снова задышал завод, — вспоминает Виктор Андреевич. – Помню, как запускали остановленную седьмую печь. Дело зимой было. Все занесено трехметровым слоем снега. Расчистили, высушили, запустили. Этот момент вошел в историю завода под названием «Подарок социализма». Седьмая печь к тому времени свой ресурс полностью выработала – оттого и остановлена была. Но после пуска проработала еще месяц, выдав сорок тысяч тонн клинкера. Вот так производство в трудный час вытягивали…

Вспоминает Виктор Андреевич, как строили «Алит», который должен был стать лучшим профилакторием в отрасли.

-Был ли он лучшим – не знаю, — говорит Ажгихин. – Я других не видел. Но наш и в самом деле был хорош. И, что самое примечательное, строили-то мы его сами – хозспособом. По выходным заводчане на строительстве субботники устраивали – строительный мусор убирали…

Многое прошло перед его глазами и через его руки за сорок семь лет. В 1982 году назначили его мастером. Потом – технологом. Казалось бы, радоваться надо такому карьерному росту, гордиться этим. А его все к печи тянуло. В том же году обратно в машинисты подался. На этой почетной должности и закончил свой трудовой путь.

Так и жили. То производство вытягивало его на новую ступеньку трудовой биографии, то он вытягивал производство из кризисной ямы. Одно слово – цементники.
Алексей ЯКИМОВ
Фото автора

от steff42

Click to listen highlighted text!