Яндекс.Метрика

Научные сотрудники заповедника «Басеги» обследуют реки

По территории заповедника Басеги протекает несколько сравнительно крупных малых рек — притоков Усьвы (р. Большая Хариусная, Порожная, Большой и Малый Басеги) и Вильвы (р. Коростелёвка). Результаты зимних наблюдений показывают, что на этих водоёмах регулярно встречаются следы выдры. Этот крупный околоводный зверь славится своими способностями подводного охотника. Для комфортной жизни выдре нужна рыба, притом рыба зимующая. Так что присутствие этого зверя на заповедных речках верный признак того, что подо льдом рыба есть, хотя и необязательно крупная.

Многочисленные наблюдения за зимними охотами выдр в соседнем Вишерском заповеднике показали, что в феврале — марте основу добычи этого животного составляют мелкие придонные рыбки. Ныряя под лёд, выдры чаще всего вытаскивали и поедали мелких налимов (в горных реках Западного Урала обитает карликовая форма этой рыбы), усатых гольцов и бычков подкаменщиков. Реже, но тоже достаточно регулярно, в их рационе отмечался речной гольян, личинки водных беспозвоночных и водоросли. Всего один раз за несколько зимних сезонов наблюдений, была отмечена поимка выдрой хариуса. То ли мало его зимует в вишерских верховьях, то ли ловить эту рыбу хищнику труднее, но факт остаётся фактом. Хариуса выдра зимой ловила гораздо реже, чем придонную мелочь.

Так обстоят дела на далёкой северной Вишере, а как у нас в Басегах? До настоящего времени всерьёз этой темой в заповеднике никто не занимался. Традиционные ихтиологические исследования на горных притоках Усьвы и Вильвы в последние годы тоже не проводились.    

Между тем, все перечисленные выше виды рыб, составляющие основу кормовой базы околоводных хищников, в заповедных речках встречаются регулярно. Основной вопрос заключается в том, где, когда и в каком количестве они здесь живут, на каких перекатах нагуливаются летом, куда мигрируют весной и осенью, в каких омутах отстаиваются зимой?

Чтобы начать понемногу отвечать на эти вопросы в летнем сезоне 2020 года запланировано проведение экспедиционного обследования малых рек заповедника. Задача экспедиции, заявленной на август — сентябрь, — детальное описание структуры речных русел,  оценка численности и распределение основных кормовых объектов выдры (рыб) на всём протяжении обследуемых водоёмов.

Работа эта нелёгкая, требует долгих многодневных походов по рекам, внимательности и скрупулёзности в обследовании встреченных по ходу движения ям, плёсов и перекатов. Проводят такое исследование втроём. Двигаться нужно по реке от её истока (до которого ещё надо дойти с большим грузом по таёжным буреломам) вниз по течению. Для перевозки продуктов и снаряжения по воде используется резиновая лодка, но плыть на ней по заповедным речкам почти невозможно из-за обилия каменных мелей. Большей частью надувное судно протаскивается по речным мелководьям волоком. Нередко приходится по берегу обносить перегораживающие русло лесные завалы.

Проталкивание лодки с грузом через многочисленные препятствия — постоянная забота двоих экспедиционеров, в просторечье именуемых «лодочниками». Облачившись в высокие болотные сапоги, они медленно тянут набитую грузом резинку от одного пункта наблюдений к другому. В ходе регулярных остановок «лодочники» проводят тщательное описание русла реки, фотографирование и запись координат его основных структурных единиц (плёсов, ям, перекатов), измерение глубин и скоростей течения. Отдельная серьёзная задача — постоянные учёты численности мелких придонных рыб: гольца, подкаменщика, налима и речного гольяна. Эти наблюдения производятся по ходу реки на десятках модельных участков, различных по глубине, характеру донных грунтов и другим важным параметрам.

Медленно идя против течения, учётчики внимательно вглядываются в дно, осторожно переворачивают крупные камни и коряги, записывают в журнал вид и число обнаруженных рыбок, рассчитывают их количество на пройденную площадь.

Третьему участнику экспедиции, «ныряльщику» приходится сложнее всех. Его объект — хариус. Чтобы отыскать этих рыб исследователю приходится облачаться в гидрокостюм, надевать маску, трубку, брать в руки подводную видеокамеру и тщательно осматривать из-под воды все более-менее глубокие места: перекаты, струи, ямки, омута под скалами и.т.п.

В отличие от придонной мелочи хариусы встречаются далеко не везде. Нередко наблюдателю приходится совершить десятки погружений впустую, прежде чем удастся наткнуться под водой на стайку серебристых красавцев. Впрочем, погружения — это громко сказано. Подолгу плыть под водой на малой уральской реке не приходится. Чаще всего «подводник» забавно проползает на животе по камням, борясь с быстрым течением. Периодически глубина (более полуметра) позволяет ему совершать короткие свободные проплывы, уклоняясь от ударов проносящихся мимо валунов. И уж совсем редко учётчик ныряет, заглядывая под подмытые берега, скалы и коряги.

Несмотря на кажущуюся примитивность, такие наблюдения на горных  речках заповедника могут быть очень эффективными. В малую летнюю воду при её высокой прозрачности местных хариусов можно учитывать с высокой точностью, буквально «до головы».

 Тягостность же роли подводного наблюдателя заключается в обилии на реке многокилометровых мелей, глубиной менее 30 см. Интересующей его рыбы в таких местах не бывает, и бедному исследователю приходится, обливаясь потом, подолгу брести пешком по реке в удушливо жарком гидрокостюме. Не имея возможности снять его и передохнуть, человек то и дело устало ложится прямо на воду, чтобы хоть немного охолонуть и отвлечься от стягивающей тело прорезиненной «душегубки». Подождав в таком положении напарников с лодкой, он грустно вздыхает, встаёт и плетётся за ними дальше — до следующего подлежащего подводному обследованию глубокого места.      

Конечным итогом этой скрупулёзной и весьма утомительной работы на воде должен стать чрезвычайно интересный комплексный материал по структуре русел, видовому составу ихтиофауны, рыбопродуктивности, состоянии кормовой базы малых заповедных рек. Удастся ли выполнить такие исследования в августе 2020 года? В нынешнем нестабильном мире трудно загадывать так далеко. Тем не менее, в годовые планы работы научного отдела водные экспедиции по малым рекам заповедника были включены. Будем надеяться, что планы эти будут реализованы, и в сентябре нам удастся проинформировать читателей о первых результатах речных экспедиций.

Виктор Семёнов – научный сотрудник заповедника «Басеги»

Голец усатый
Бычок-подкаменщик

от steff42

Click to listen highlighted text!