Особая профессия
– Людмила, домой! Опять от тебя больше всех шума, — нередко слышала она голос отца, не успев вволю набегаться с ребятишками.
Такой уж она росла: энергичной, неугомонной.
Поэтому-то и отправили родители дочь в школу в шесть лет. Рассудили так: может, в школе угомонится. Но «угомонилась» девчонка, только когда окончила педагогическое училище. Стала, как она сейчас говорит, сдержанней и «педагогогичней». А поступила туда учиться всего-то в 13 лет. Незадолго до распределения пришла с подругой к директору Теплогорской школы Викторину Ширинкину. Все-таки Теплая Гора — рядом с родными Промыслами. Здесь она и начала работать учителем начальных классов. Своих первых учеников Людмиле Киселёвой не удалось довести до четвертого класса. В это время у нее сложилась семья, появился ребенок. А еще Людмила поступила заочно учиться на исторический факультет Пермского госуниверситета. И вот ей доверили преподавать историю. И поручили классное руководство. А пятиклассниками оказались те самые дети, которых она учила в начальных классах.
Воспитывать и давать знания детям, по сути, с первого по десятый класс удается далеко не каждому учителю. И понятно, что с этими выпускниками сложились особенно доверительные, практически родственные отношения.
– Я их всех люблю, — говорит Людмила Платоновна, — и надеюсь, что они ко мне тоже испытывают добрые чувства. Мы же столько времени вместе провели: вместе волновались, когда сдавали «Ленинские зачеты», в походы ходили. Мне в школе часто приходилось задерживаться до позднего вечера. Зато у многих моих выпускников судьбы удачно сложились. И сейчас некоторые дети моих выпускников в школе тоже хорошо учатся.
– А вы никогда не сожалели, что выбрали такую беспокойную профессию?
– Нет, но… Знаете, я все-таки свою семью вниманием обделяла. Недавно мой старший сын признался, с каким нетерпением он ждал, когда я вернусь домой. Я всегда приносила что-нибудь вкусненькое — у нас в школе очень хорошо готовили. Но отец укладывал сына спать.

Отчасти на выбор профессии, как нередко бывает, повлиял пример первой учительницы. Но Людмила Платоновна все же считает, что решающая роль в этом принадлежала ее отцу — Платону Анисимовичу. Он не был в привычном понимании классически образованным человеком. Даже среднего образования не имел. Но обладал недюжинным умом и приличным интеллектом. С малых лет называл дочерей только полными именами: Людмила, Раиса, Валентина… Недаром трое из них выбрали профессию педагога. Когда Людмила училась на историческом, а одна из ее сестер — на географическом факультете, Платон Анисимович во время каникул устраивал им нечто вроде экзаменов. И поражал глубокими знаниями и географии, и истории, и своими необычными взглядами на политику и государственное управление. Естественно, что в поселке Платон Анисимович пользовался авторитетом и уважением. Еще и потому, что обладал чувством юмора, играл на гармошке и хорошо пел. Возможно, при иных жизненных обстоятельствах он бы смог в полной мере раскрыть свои дарования. Но его родителей, а значит и всю семью, репрессировали. Возвратились они однажды с работы с поля, а в дом их не пускают. Только и разрешили иконку вынести. И с таким «багажом» сослали на Урал. А семья-то была богата разве что детьми. Никакой наемной рабочей силы не использовала. Жила только своим трудом. Дом, хозяйственные постройки, корова, лошадь, мелкий скот, птица — вот все, что включили в опись конфискованного имущества. Это Людмила Платоновна узнала из справки о реабилитации, выданной в 1993 году. А икону она по сей день хранит как семейную реликвию.

Уроки истории и обществознания в Теплогорской школе Людмила вела замечательно. Недаром ее занятия нередко посещали целые делегации из райкома партии во главе с первым секретарем. Так что позже в Горнозаводск она приехала не случайно. Два года ее уговаривали перейти на работу в райком. В конце концов пришлось согласиться. Но через некоторое время ее снова потянуло в школу.
Потом она пришла работать на вакантную должность методиста районного управления образования. И здесь на долгие годы определилось ее новое призвание. В 1997 году Людмилу Платоновну избрали председателем районной территориальной организации профсоюза работников образования. Вот когда, как в былые детские и юношеские годы, потребовалась ее энергия.
– У нас сейчас особого внимания требуют две сферы – медицина и образование, – рассуждает Киселёва. – Именно в этих сферах последнее время проходят бесконечные реформы и преобразования. Но результаты реформ пока не устраивают ни медиков, ни учителей. А значит, не идут на пользу и людям.
Кто-то может просто констатировать сей печальный факт. Но есть люди, которые отстаивают права работников. Людмила Платоновна относится к их числу. В особенности педагогов беспокоит низкий уровень оплаты труда. Их не устраивает некий «средний» показатель зарплаты. Профсоюзые активисты считают, что надо менять методику расчета, исключить из средней зарплаты социальные выплаты. И голос профсоюзных активистов начинают слушать и слышать. К примеру, как раз по требованию профсоюзов на региональном уровне уже с 2020 года увеличится норматив стоимости образовательной услуги на одного ученика, а также увеличена оплата за классное руководство.

Только учителем Людмила Киселёва отработала 45 лет. Она имеет звание ветерана труда, награждена медалью «100 лет профсоюзам России». А грамот и благодарственных писем у нее скопилась солидная папка.
Сейчас она готовится к очередной отчетно-выборной конференции. Говорит, что здоровье уже иногда подводит, поэтому намеревается сдать свои полномочия. Коллеги считают, что им будет очень не хватать столь ответственного профсоюзного лидера.
Владимир Верхоланцев