Яндекс.Метрика

Премьера пьесы «Женитьбы Бальзаминова»

— А где Миша? – спрашивает у своей кухарки Матрены вдова Бальзаминова.
— Спит, умаялся, — отвечает Матрена.
Миша, сын вдовы Бальзаминовой, вскоре появляется на сцене и рассказывает, какой замечательный он видел сон:
— Будто иду я по саду, навстречу мне идет дама красоты необыкновенной и говорит: «Господин Бальзаминов, я вас люблю и обожаю!»

Миша спит и видит свою женитьбу. Да только не видать ему красавицы из сладких сновидений. Поскольку, как характеризует его кухарка Матрена, «мало виду из себя имеет, польститься не на что. Ну и чином не вышел».

Миша, впервые появившийся на сцене, действительно не похож на записного сердцееда. Заспанный (его только что разбудила Матрена), непричесанный, в затрапезном домашнем халате. Ну как такому обольстить привидевшуюся во сне прекрасную даму? В этой и последующих сценах с ролью Бальзаминова удачно справился юный актер Степан Стяжкин.

Вдобавок Бальзаминов беден. Потому и жалуется своей маменьке, что он самый несчастный человек на свете. И не от зависти хочет жениться на богатой. А оттого, что у него благородные чувства. А разве можно с облагороженными чувствами в бедности жить? И Бальзаминов пытается соединить сон с явью.

— А если бы я был царь, — простодушно рассуждает он, — я бы издал такой закон, чтоб богатый женился на бедной, а бедный – на богатой, а кто не послушается, тому смертная казнь.

Бальзаминов ко всему прочему еще и молодой человек явно недалекого ума. И все же насчет матримониальных планов сон Бальзаминова оказался в руку. Да немного не в ту. Он действительно женится. Но не на обворожительной красавице, а не в меру раскормленной вдове тридцати шести лет Белотеловой. Зато богатой. И это обстоятельство примиряет Бальзаминова с жизнью.

— На что теперь мне ум? – утешает себя главный герой пьесы. – Раньше обидно было, что дураком что дурак: мне всё одно.

Актуальна ли сегодня известная комедия, созданная выдающимся русским драматургом А.Н. Островским?

— Однозначно актуальна, — считает поставившая спектакль культорганизатор клуба «Факел» Горнозаводского линейного управления магистральных газопроводов и руководитель детского театрального коллектива «Ассорти» Ольга Попова.

И действительно: гигантское расслоение общества по доходам, фетишизация денег и другие «прелести» нынешней жизни порождают ту же самую мракобесную мещанскую среду, которая царила в России полтора века назад. Разумеется, эта среда «модифицирована» современными реалиями. Но суть не изменилась.

В пьесе страдают от тоски засидевшиеся «в девках» тридцатилетние сестры Анфиса и Раиса Пежёновы. Братья держат их дома взаперти. Не хотят выдавать замуж и выделять полагавшееся в те времена приданое. А кусок-то жирный! Не мог его пронести мимо своего рта отставной офицер и «по совместительству» чем-то похожий на нынешних мошенников Лукьян Лукьянович Чебаков (в роли органично смотрелся Святослав Марков). Чебаков охмуряет безмерно наивную старшую из сестер. И она принимает обыкновенного пройдоху за благородного человека. Соглашается втихаря от братьев сбежать из дома и выйти за Чебакова замуж.

Конечно, сыгравшие роли Анфисы и Раисы пятнадцатилетняя Карина Солтысюк и двенадцатилетняя(!) Камилла Агафонова не могли претендовать на внешнее сходство с сестрами Пежёновыми. Тут бы никакой грим не помог. Но опять же важна была суть. А суть девчонки, несмотря на юный возраст, уловили.

Не легче было изображать маменьку Бальзаминова (уж вовсе практически бабушку) и Алёне Полыгаловой. Но здесь, видно, помог опыт. Алёна занимается в детском театральном коллективе семь лет. Она считается выпускницей.

— Но, к счастью, — говорит Алёна, — никак выпуститься не могу.

Возрастная роль кухарки Матрены досталась Марии Прозоровой.

— А мне ведь всего пятнадцать лет, — сказала Маша после спектакля. – Но с таким коллективом и с таким руководителем войти в образ было легко.

Комедия Островского сплошь замешана на интригах. Но, скажем так, в чистом виде интриганкой, не таясь, выступает сваха Акулина Красавина. Это она к взаимному непротивлению сторон старательно и даже агрессивно сводит Бальзаминова с вдовой Белотеловой (флегматичную, но жадную до любви вдову Белотелову изображала Дарья Вершинина). Но сводит не просто так, а ради собственного корыстного интереса. Многие современники Островского отмечали, что Акулина Красавина типичный персонаж своего времени.

— Мне легко далась эта роль, — утверждала десятиклассница первой городской школы Наталья Грищенко. – Потому что героиня чем-то похожа на меня.

Естественно, Наташа вовсе не имела в виду, что она такая же, как Акулина Красавина, сводница. Речь – об эмоциональном состоянии, артистичном азарте, темпераменте.

Юные актеры во время состоявшегося сразу после спектакля блицопроса еще пребывали в состоянии творческого куража, у них горели глаза.

— Непередаваемые ощущения, — сказал кто-то из них.

— Большое спасибо нашему руководителю,- отметил еще один из участников спектакля.

Если коротко подвести итог, можно лишь сказать: Ольга Попова в очередной раз добилась несомненного профессионального успеха. Классический спектакль покорился и руководителю, и коллективу детского театра.

Владимир Верхоланцев
Фото автора

Click to listen highlighted text!