Яндекс.Метрика

Глава 2

Любовь и разлука, как поется в известном романсе, не ходят одна без другой. Чтоб затеять домашнюю стряпню, нужна была не только мука, а еще и дрожжи. С мукой все ясно. Сельское хозяйство страны за годы советской власти, вопреки ее чаяниям, не развивалось, а разваливалось. И не только мука, но и дрожжи были в дефиците. Может, еще и потому, что в провинциальных поселках на дрожжах и сдобное тесто замешивали, и бражку бодяжили. Понятно, что такое зелье было под запретом. И существующий в советские времена Госплан (полное название Государственный план, в те годы Госплан был важнейшим звеном государственного управления) производство дрожжей для браги, естественно, не предусматривал. Но ведь у нас всегда власти и народ живут в параллельных мирах. Водка и вино были не всем по карману и выставлялись на столы только по большим праздникам. А бражка водилась практически в каждом доме. Когда дрожжи появлялись в магазине, закупить их жители поселка старались с хорошим запасом. Важно было поймать момент. И если кто-то узнавал, что в магазине появились дрожжи, об этом немедленно оповещались родственники и соседи.
В одном с нами переулке жила семья: муж, жена, двое детей. Переселились эти люди из какой-то удмуртской деревни. В то время еще не закрылся прииск «Уралалмаз», и многие приезжали в Кусью на заработки. При малоразговорчивом муже в семье наших временных соседей (вскоре они из поселка уехали) верховодила тетя Граня. Небольшая росточком, пухленькая, весьма энергичная женщина.
И вот однажды тетя Граня на всех рысях понеслась вниз по крутому, сбегающему к речке склону. — На «углу» дрожжи дают! – заполошно крикнула она и побежала дальше мимо нашего дома.
Мама тоже засобиралась было в магазин. Но когда вышла на крыльцо, тетя Граня уже возвращалась. В гору она плелась кое-как – все силы на спринтерский рывок до магазина израсходовала. И вместо дрожжей несла настолько кислое выражение лица, будто только что разжевала кружок лимона. Никаких дрожжей в магазине, оказывается, и в помине не было. А было 1 апреля. И тетю Граню беспардонно обманули два соседских парня. Были они постарше нас, учились где-то близко к выпускным классам. Дом, где жил один из них, стоял на верхней, вплотную примыкавшей к вершине взгорка улице. Парни взобрались на крышу этого дома и сверху исподтишка наблюдали, как тетя Граня стремглав, словно Колобок, получивший изрядного пинка, неслась в магазин. Хохотали шутники-затейники так, что животы надорвали. Еще бы! Это же они сами себе организовали такое смешное представление.
Учился я в то время еще в начальной школе и был, как почти все одноклассники, пионером. «Пионер – всем ребятам пример», — говорили нам в те годы. А старшеклассники почти поголовно состояли в комсомоле. В моем представлении члены Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи должны были являть собой образцы идеального поведения. Поэтому первоапрельский розыгрыш комсомольцев-старшеклассников в голове не укладывался. Как они могли совершить такой поступок, явно расходящийся с моим представлением о том, какими должны быть комсомольцы?!

Владимир Верхоланцев
Продолжение следует, начало в номере от 30 ноября 2018 года

Click to listen highlighted text!